Поиск по сайту
Перейти к контенту

Главное меню:

"Воры в законе". Часть 1.

Авторы - статьи > Борисов Вячеслав

Автор: Вячеслав Борисов
Написано: 18.01.2016
Опубликовано:
 23.01.2016



Читателям сайта http://криминальныйсаратов.рф. предлагается 60 статей о "ворах в законе", ранее опубликованных в российских СМИ за период с 1992 по 2014 гг.
Тексты предлагаемых статей полностью соответствуют оригиналам – даны без внесения каких-либо исправлений. Именно поэтому, например, "вор в законе" Иваньков Вячеслав Кириллович, по кличке "Япончик" - фигурирует как "Иванков", а фамилии других "героев" в одной и той же статье могут быть обозначены в 3-х вариантах.
Уведомление. На сайте http://криминальныйсаратов.рф. в рамках проекта "Воры в законе" при публикации продолжения каждая новая часть будет содержать не менее 50 статей на заявленную тему.
*
Наиболее ёмкую точку зрения о "ворах в законе", о трансформации взглядов российского народа на организованную преступность - от времен горбачевской перестройки и до конца 1999 г., выразил 09.12.1999 г. в газете "Известия" Денис Горелов в рецензии на фильм режиссера Юрия Кары "Воры в законе", вышедшим на экраны в далеком 1988 году.
С момента публикации статьи Д. Горелова прошло 16 лет, но как сочно, с какой издевательской иронией над всеми нами, он пишет:
"К середине 80-х гонения на оргпреступность приобрели характер "1001 ночи". В ближних эмиратах следователи по особо важным делам откапывали из дувалов несметные сокровища – горы злата, чеканные кумганы и рубины "Пурпурный султан" величиной  с лошадиную голову. Одноглазые ханские нукеры с удостоверениями республиканской госбезопасности из горных засад палили по ним из кремневых ружей и автоматов иностранного производства. В скалистых пещерах томились невольницы-комсомолки-спортсменки, на плантациях немые гиганты-надсмотрщики бичевали нерасторопных дехкан, а паши с визирями на шитых золотом коврах зачерпывали жирными пальцами плов, разламывали персики, и бараний жир с соком пополам текли по их мордам сыновей свиньи и шакала. Тем временем в столице стрелялся в лоб начальник дворцовой стражи (все начальники стражи – нехорошие люди) и его жена, блондинка в мехах и брильянтах. А его заместителя волокли под белы рученьки в зиндан и закатывали на полную катушку, как рядового кишлачного казнокрада, несмотря на богатые родственные связи со всемилостивым эмиром. Народные сказители Насреддины слагали о том оды прогрессивного содержания в еженедельниках "Огонек" и "Московские новости", перемежая их вчерашними былями с пышными названиями "Дело "Елисеевского" и "Дело торговой фирмы "Океан". Дробящиеся с ревом волны, соленый запах икорного бизнеса, поспешные казни лихоимцев и высоченные зеркала с позолоченной лепниной главного московского гастронома лишь подогревали экстатическое любопытство жадных толп, безумием объятых. Никогда ни до, ни после организованный разбойник не пользовался у правоверных жителей Багдада столь благоговейным поклонением, как в 1988 году. Ему приписывали лоск и стиль, робингудство и обхождение, щедрость и справедливость. Брезгливая неприязнь к одрябшей и агонизирующей деспотии по старой народной традиции возводила в культ любую разбойничью вольницу – гайдуков, абреков, кудеяров и беня-криков, особенно если о них написано замечательным русским языком нерусского человека. В результате только в следующем году "Одесские рассказы" Бабеля были экранизированы аж трижды (!) А самой первой ласточкой стал фильм злободневного режиссера Юлия Кары "Воры в законе" по очень давним мотивам романтических баллад Фазиля Искандера "Чегемская Кармен" и "Бармен Адгур", соответственно 21-й 22-й суры эпохального труда "Сандро из Чегема".
На дворе стоял 88-й, год Закона о кооперации, громких авиаугонов, первых отрядов милиции особого назначения, первого конкурса красоты  "Московская красавица" и первого фестиваля зрелищного кино "Золотой Дюк". Фильм удостоился на нем антиприза "Три "К": конъюнктура, коммерция, кич. На "Ворах" не отоспался только ленивый – притом никто не объяснил, чем плох кич, тем более на фестивале зрелищного кино. Кара любовно собрал всю мифологию знойного южного бандитизма:
* белые "тройки" с бабочкой
и белые "волги" с нулевыми номерами,
* пиковые крали босиком и в алых лохмотьях
и черные генеральские парабеллумы с инкрустацией,
* шоссейные гонки под "Кармен-сюиту" Бизе-Щедрина
и сбитые коляски с младенцами,
* утюги на волосатых индивидуально-трудовых животах
и отпиливание ножовкой собственной прикованной руки – то был блатной романс высшей пробы, мурочка с выходом, гоп-стоп-опа-Америка-Европа.
Гафт весь такой в парчовом халате,
Акопян весь такой в усах,
белый рыцарь Щербаков
и прохиндейский златоуст Гердт, вечно живой еврейский плут из хохляцких сказок,
- а уж дебютантка Анна Самохина с кастильской пляской под ритмичный призвон шампанских бокалов длинным-предлинным кадром (слава, слава оператору Вадиму Семеновых!) годилась хоть на обложку, а хоть сейчас на пушной аукцион. Кара, открывший для человечества Наталью Негоду в "Завтра была война", не остановился на достигнутом и выдал путевочку в жизнь еще одной бойкой и лукавой камелии.
При этом фильм на самом деле был на редкость дурным. В половецкие пляски новых Дат Туташхий постоянно лезли прожектора перестройки с декларациями типа "Частникам надо давать работать, но брать налог с оборота, как делается в других странах, но только не у нас", шпильки насчет отдельных палат для инструкторов горкома и инспекторов горторга, портреты Брежнева в кабинетах и взвевающий листву ветер перемен в момент, когда эти портреты снимают. Тем не менее, если завести на американский манер хит-лист "Плохие фильмы, которые мы любим", "Воры в законе" непременно займут в нем одно из первых мест. Мы любим "Воров": за красное платье, удар шиной по спине, наперсточников и телохранителей в майках "Boss", за весь этот неповторимый копеечный шик первых летних кафе под зонтиками, за унесенную ветром восьмидесятническую роскошь для бедных: Пицунда, рыжие пластмассовые стулья, шампанское по 8.50 и Макаревич из динамиков. За наивный пафос очищения и девичьи грезы о красивой гангстерской жизни, которые у многих, на их беду, сбылись.
Это уже никогда не вернется. Публичность убила воровскую легенду – не напрасно старые воры так жестоко, вплоть до декоронации, карали тщеславных индюков, лезущих под репортерские блицы. Миру явились крученые, иссушенные марафетом и отсидками упыри в цепках, с бессмысленными раболепствующими мочалками в белых кудряшках и – зачастую – весьма нещегольскими, грязными статьями в анкете. Все их портреты выходили в траурных рамках: клановые войны 92-95 гг. вчистую выкосили старую воровскую элиту – ту самую, с которой дружили народные артисты и маститые спортсмены и о которой из уст в уста передавали страшные истории администраторы кооперативных кафе. Новые крутые ходили в кепках, изъяснялись пальцовкой, выглядели вышибалами и годились только для анекдотов. "1001 ночь" кончилась, Шахерезаде срубили голову как ненужному свидетелю, а фильм "Воры в законе" стал памятником буйной эпохе первоначального накопления капитала и господствовавшим тогда представлениям о честном воре, санитаре леса, который кучеряво живет и никогда котенка не обидит".
(Горелов Д. "Воры в законе" // "Известия" (г. Москва). 1999, 09 декабря).
**
 
Перечень 60 статей, в алфавитном порядке:
 
Авторитета взяли с бабой
// "Жизнь". 2004, 09 октября. № 111.
*
// "Сегодня" (г. Москва). 1995, 19 июля, среда. № 133, с. 6.
*
// "Аргументы и факты" (г. Москва). 1995, июнь. № 24, с. 16.
*
Белых В., Разинкин В. "Крестные отцы" и инопланетяне
// "Известия" (г. Москва). 1994, 27 января. № 16.
*
// "Российская газета" (г. Москва). 2014, 18 февраля.
*
// "Российская газета" (г. Москва). 2011, 30 марта.
*
// "Коммерсант-Daily" (г. Москва). 1997, 24 апреля, четверг. № 59 (1241), с. 7.
*
// "Сегодня" (г. Москва). 1995, 16 сентября, суббота. № 176, с. b/2.
*
// "Сегодня" (г. Москва). 1995, 09 сентября, суббота. № 171, с. 5.
*
// "Коммерсант" (г. Москва). 2000, 26 августа. № 158.
*
// "Репортер" (г. Саратов). 2001, 19 апреля. № 16.
*
// "Московский комсомолец" в Саратове" (г. Саратов). 2011, 12 января.
*
// "Московский комсомолец" (г. Москва). 2009, 28 июля.
*
// "Сегодня" (г. Москва). 1997, 30 декабря.
*
// "Саратовские вести" (г. Саратов). 1992, 09 декабря.
*
// "Известия" (г. Москва). 1997, 06 декабря, суббота. № 232 (25085), с. 1, 2.
*
Горелов Д. "Воры в законе"
// "Известия" (г. Москва). 1999, 09 декабря.
*
// "Сегодня" (г. Москва). 1995, 18 октября, среда. № 198, с. 6.
*
// "Сегодня" (г. Москва). 1994, 18 октября, вторник. № 199 (306), с. 7.
*
// "Сегодня" (г. Москва). 1995, 12 сентября, вторник. № 172, с. 6.
*
Грудский В. Парни "в законе"
// "Литературная газета" (г. Москва). 2001, 26 сентября. № 39.
*
// "Газета" (г. Москва). 2007, 27 июня, среда.
*
// "Российская газета" (г. Москва). 2000, 19 апреля.
*
// "Московский комсомолец" (г. Москва). 2014, 27 января.
*
// "Коммерсант-Daily" (г. Москва). 1997, 05 марта, среда. № 24, с. 7.
*
Захаров А. Кий в законе
// "Коммерсант" (г. Москва). 2000, 23 февраля. № 30, с. 12.
*
// "Сегодня" (г. Москва). 1995, 16 сентября, суббота. № 176, с. 5.
*
// "Известия" (г. Москва). 1996, 05 декабря.
*
// "Коммерсант" (г. Москва). 1999, 20 апреля, вторник. № 66, с. 6.
*
// "Коммерсант" (г. Москва). 1999, 28 августа. № 155.
*
// "Коммерсант" (г. Москва). 2000, 01 апреля. № 56.
*
// "Коммерсант" (г. Москва). 1999, 13 мая, четверг. № 79, с. 6.
*
// "Коммерсант" (г. Москва). 1999, 31 августа. № 156.
*
// "Коммерсант" (г. Москва). 1999, 20 апреля, вторник. № 66, с. 6.
*
Латынина Ю. Мафия без купюр
// "Сегодня" (г. Москва). 1996, 05 июня. № 97.
*
// "Сегодня" (г. Москва). 1995, 03 октября, вторник. № 187, с. 6.
*
// "Новая газета" (г. Москва). 2001, 17-19 сентября. № 67 (710), с. 24.
*
// "Независимая газета" (г. Москва). 1997, 17 сентября. С. 8.
*
// "Коммерсант" (г. Москва). 1999, 28 августа. № 155.
*
// "Сегодня" (г. Москва). 1995, 02 июня, пятница. № 101, с. 5.
*
// "Коммерсант" (г. Москва). 2006, 12 апреля.
*
// "Известия" (г. Москва). 1999, 22 декабря.
*
Одинокова Г. Империя "вора"
// "Российские милицейские ведомости" (г. Москва). 1992, сентябрь. № 33-34, с. 6-7.
*
// "Российские милицейские ведомости" (г. Москва). 1992, сентябрь. № 33-34, с. 3.
*
// "Коммерсант" (г. Москва). 2014, 26 июля.
*
// "Сегодня" (г. Москва). 1996, 06 апреля.
*
// "Сегодня" (г. Москва). 1995, 28 сентября, четверг. № 184, с. 6.
*
// "Сегодня" (г. Москва). 1995, 09 декабря, суббота. № 234, с. 8.
*
// "Сегодня" (г. Москва). 1998, 30 января.
*
Степенин М., Ходий В. Убивают людей Япончика
// "Коммерсант" (г. Москва). 1999, 23 февраля, вторник. № 26.
*
// "Известия" (г. Москва). 2007, 24 мая, четверг. № 89 (27373), с. 2.
*
// "Сегодня" (г. Москва). 1995, 30 мая, вторник. № 98, с. 6.
*
// "Известия" (г. Москва). 2003, 29 мая.
*
// "Комсомольская правда" (г. Москва). 1993, 10 декабря.
*
// "Аргументы недели" (г. Москва). 2012, 02 августа. № 29.
*
// "Труд-7" (г. Москва). 2003, 30 апреля.
*
// "Сегодня" (г. Москва). 1996, 04 апреля, вторник. С. 6.
*
// "Коммерсант" (г. Москва). 2008, 26 июля. С. 3.
*
// "Сегодня" (г. Москва). 1998, 15 января, четверг. № 6.
*
// "Сегодня" (г. Москва). 1995, 28 сентября, четверг. № 184, с. 6.
*
Вячеслав Борисов, http://криминальныйсаратов.рф.
г. Саратов, 18 января 2016 г.
***



Комментариев нет
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню