Поиск по сайту
Перейти к контенту

Главное меню:

Сергей Нечаев: "Катехизис революционера". Часть 5. Ильин И.А. о партийной "нечаевщине".

Авторы - статьи > Борисов Вячеслав

Автор: Вячеслав Борисов
Написано: 09.12.2020

Опубликовано: 10.12.2020



Иван Ильин
Яд партийности
// Из книги: Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Составитель Алексеев Петр Васильевич.
3-е изд., перераб. и доп. // Москва, "Проспект". 2008 г., 576 стр. Тираж 1 500 экз. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Философский факультет. Стр. 65-67.
Автор: Ильин Иван Александрович, 1883-1954.
* Подг. к печати: 049 декабря 2020 г. www.криминальныйсаратов.рф. Вяч. Борисов.
*
Деление людей на партии неизбежно; ибо всюду, где люди думают, - обнаруживается и разногласие, и единомыслие; а объединение единомышленников дает им умственную уверенность и увеличивает их силы в борьбе.
Но дух политической партийности всегда ядовит и разлагающ. Сущность его состоит в том, что люди из честолюбия посягают на власть; ставят часть выше целого; создают атмосферу разлагающей нетерпимости; обращаются в борьбе к самым дурным средствам; становятся зловредными демагогами; превращают партийную программу в критерий добра и зла.
Этим духом заражаются одинаково – как левые партии, так и правые.
1. Политическая партия всегда добивается верховной власти: это ее основная цель; к этому направлены все ее усилия. Но именно поэтому во главе ее оказываются те люди, которые способны профессионально заниматься захватом власти, - профессионалы честолюбия. Обычно бывает так, что лишь очень немногие из них уже были у власти; почти никто из них не проверил своего умения властвовать; большинство из них, наверное, не призвано и не способно править.
Но все они заранее, всю жизнь, воображают себя "министрами" или "президентами", примериваются, комбинируют и посягают, часто безвольные и бесхарактерные, дезорганизаторы и политические дилетанты.
Итак, дух партийности выдвигает наверх профессиональных честолюбцев, непризнанных дилетантов, политических карьеристов.
2. Всякая партия представляет лишь меньшинство людей в стране; противоположное утверждение есть ложь, которая всегда может быть опровергнута статистически. Поэтому "победа" любой партии при любой избирательной системе дает меньшинству власть над большинством. Это меньшинство, восходящее к власти снизу и лишенное традиций здоровой государственности, несет с собою интересы того народного слоя (класса, сословия, группы), которому его программа "угодила" и который поэтому за него голосовал; а это и есть дух части, который стремился господствовать над целым и теперь начинает выдавать свой интерес за интерес общенациональный.
Понятно, что партия, которая исходила бы от целого и выдвинула бы истинно государственную программу, должна была бы потребовать от всех классов жертвенности и служения; именно поэтому ей было бы особенно трудно собрать "большинство голосов". Итак, дух партийности разжигает своекорыстие классов и групп и тем искажает и предает государственное дело.
3. Всякая партия хотела бы иметь страстных приверженцев. Страстность есть залог избирательной "победы", бурная пропаганда, настойчивая агитация, темпераментные речи – все это приобретает голоса для выборов и читателей для партийных газет; все это сбивает людей, лишает их собственного мнения и навязывает им партийный трафарет. Соревнование и честолюбие разжигают эту страстность до фанатизма, а фанатизм несет с собою дух ненависти, ослепления, нетерпимости и исключительности; все несогласные превращаются в "идиотов" или в "подлецов", по отношению к которым все позволено.
Итак, дух партийности затемняет у людей разум и правосознание, создавая атмосферу нетерпимости, разъединения и гражданской войны.
4. В борьбе за власть одержимые партийные честолюбцы обычно обращаются ко всем средствам и не останавливаются даже перед самыми низкими. Они лгут в доказательствах и спорах, заведомо обманывают избирателей, клевещут на конкурентов и противников. Одни продают свои "голоса"; другие их покупают – то за деньги, то за почести, то раздавая места, то устраивая прибыльные или "благотворительные" дела. Одни борются сплетней, инсинуацией и интригой; другие, будучи депутатами, берут деньги у правительства; третьи организуют партийные заговоры и перевороты; четвертые прибегают к ограблению ("экспроприация") и к политическим убийствам. Люди начинают думать, что "цель оправдывает средства"; воцаряются деморализация и авантюризм; облик политического лидера приобретает черты профессионального лжесвидетеля, взяточника и бандита.
Итак, дух партийности расшатывает у людей совесть и честь и незаметно ведет их на путь продажности и уголовщины.
5. В этой атмосфере и выборы, и партийное правление становятся делом порочной демагогии: партии обращаются к своекорыстному инстинкту народных масс, разжигают темные вожделения, раздают несбыточные обещания, льстят толпе и, развращая народ, постепенно доводят его до состояния черни.
Тогда и выборы, и правление приобретают характер распродажи с молотка государственной власти, и во главе государства становятся нравственно и политически худшие люди.
Итак, дух партийности развращает народ и ведет государство к гибели.
6. При всем этом партийный дух создает своего рода массовый психоз в пределах самой партии. Человек, одержимый этим психозом, начинает верить в то, что только его партия владеет истиной, и при этом всею истиной и по всем вопросам. Постепенно партийное настроение становится чем-то вроде "миросозерцания", партийная программа превращается в догмат, а партийная польза – в критерий добра и зла. Люди проходят через стадию партийного оглупления и доходят до партийного изуверства. Воззрения делаются плоскими, скудными, трафаретными; люди живут в партийных шорах и видят только то, что предусмотрено в партийных брошюрах; все вопросы религии, совести, искусства и науки разрешаются на основе постановлений последнего партийного "съезда", а честолюбивые вожаки почитаются как вожди и пророки. Партийная политика становится единственным источником жизни и света.
Итак, дух партийности извращает все миросозерцание человека, подчиняя все партийной пользе и насаждая в душах неискоренимую пошлость.
Понятно, что в эмиграции, где нет ни власти, из-за которой партии борются, ни народа, который они стараются увлечь и подмять под себя, вовлечение в партийность является особенно праздным и вредным делом. Готовить для будущей России мы должны именно не партийный дух, а национальный, патриотический и государственный. (Ильин И. Яд партийности // Педагогическое наследие русского Зарубежья. 20-е годы. М., 1993. С. 36-38).
(Ильин И. Яд партийности
// Из книги: Хрестоматия по философии. Уч. пособие. Сост. Алексеев П.В. 3-е изд., перераб. и доп. // Москва, "Проспект". 2008 г., 576 стр. Тираж 1 500 экз. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Философский факультет. Стр. 65-67.
*
Вячеслав Борисов, www.криминальныйсаратов.рф
09 декабря 2020 г., г. Саратов.
***



Комментариев нет
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню