Поиск по сайту
Перейти к контенту

Главное меню:

"Белое солнце пустыни": как снимался фильм

Авторы - статьи > Борисов Вячеслав

Автор: Вячеслав Борисов
Написано: 09.04.2019
Опубликовано:
11.04.2019



Для граждан России одним из любимых кинофильмов советских времен, является фильм "Белое солнце пустыни". О том, как снимался фильм, рассказал саратовской журналистке Любови Чирковой помощник оператора Клебанов Игорь Лазаревич. Читателям сайта www.криминальныйсаратов.рф предлагается очерк Л. Чирковой "Утомлённые белым солнцем".
*
Любовь Чиркова
Утомлённые белым солнцем
// Из книги: Чиркова Л.Л. Век уходящий… Часть 1. Годы и судьбы.
- Саратов. МУК "Культурный центр им. П.А. Столыпина, 2004, 100 стр. Тираж 200 экз. Стр. 42-46.
Автор: Чиркова Любовь Леонидовна.
* Подг. к печати: 09 апреля 2019 г. www.криминальныйсаратов.рф. Вяч. Борисов.
Тридцать лет не видел Игорь Лазаревич Клебанов такой жары, какая стояла тем летом. Это было в 1968 году в Таджикистане, когда он – помощник оператора – принимал участие в съёмках фильма "Белое солнце пустыни".
- Температура песка – 75 градусов, - вспоминает Игорь Лазаревич, - зарыть яйцо – испечётся.  Мужчинам было не сладко в такую жару, а девчонкам под чадрой, когда 45 градусов в тени – слов нет. Они, бывало, валялись с мокрыми полотенцами и валидолом. Иногда идти не могли, и тогда режиссер Владимир Мотыль просил нас, мужиков. Мы одевали чадру и туфельки и шли. Идём однажды, пошутить захотелось. Подхожу к Тане Федотовой, которая Гюльчатай играет, и говорю: "Гюльчатай, покажи личико". А наш плотник из-под чадры басит: "Какая я тебе Гюльчатай?".
- Как в такой раскалённый песок зарывали Саида, то бишь Спартака Мишулина?
- Специально для этого изготовили ящик из двухдюймовых досок. Говоря о Спартаке, я уж заодно расскажу об одном эпизоде, который от начала до конца снимал я сам. Это технически неправдоподобный момент, но он вошёл в фильм и, возможно, этого никто не замечает. Это момент, когда Саид скачет на лошади и, увидев двух бандитов, стреляет в них два раза подряд из трёхлинейки, а этого сделать никак нельзя, не перезарядив ружья. Но он не мог этого сделать, так как находился в это время под лошадью.
- Наверняка не обошлось без каскадёров…
- Конечно. 17 человек каскадёров приехали из Москвы. Когда они разделись, я ошалел: их груди были в шрамах, рубцах. Когда я об этом спросил одного из них, он ответил: "Работа у нас такая, каждый день может быть последним". С раскалённого песка и мёртвый вскочит. А им приходилось с лошадей падать на песок и обязательно полежать хоть несколько секунд. Я снимаю, а они падают и тут же, как ужаленные, вскакивают. Я кричу: "Что вы делаете?! Вы должны лежать, ведь идёт съёмка…", а они: "Сам полежи в горячем–то песке мордой вниз".
- Когда вы снимали этот фильм, предвидели ли, что он станет таким популярным?
- Нет, конечно. Думали, что будет рядовой вестерн. Съёмки фильма шли два года. Причём сценарий назывался "Спасите гарем". Но это название не понравилось, по слухам, Екатерине Фурцевой, и было решено переименовать фильм. Все ломали головы, как лучше назвать, а режиссёр даже приз пообещал – две бутылки коньяка тому, кто придумает.
Что касается роли Сухова, то на неё вначале был приглашён Георгий Юматов. Может быть, с Юматовым был бы совершенно другой фильм. Но… Юматов изрядно поддавал, и режиссёр ему поставил условие – если запьёшь, сниму с фильма. На следующий день должны были быть съёмки, а Юматов – никакой… Пьяный лежит. Может быть, к счастью. Тут и пригласили Кузнецова.
- Зрителям очень полюбился Петруха. Расскажите об этом актёре.
- Играл Петруху Николай Годовиков – парень, делающий первые шаги в кинематографе. До этого он снимся в двух фильмах: "Республика ШКИД" и "Женя, Женечка и катюша". И надо же такому случиться, что в первый день съёмок он упал и разбил нос. Долго думали, как быть с его болячкой, но отрывать её не рискнули, и режиссёр сказал, что будем снимать прямо так, а впоследствии Николай будет гримироваться под эту болячку.
Судьба Годовикова сложилась неудачно. После съёмок фильма он ушёл в армию, где и посмотрел этот фильм в готовом варианте. Придя из армии, получил проникающее ранение в область сердца. Лежал в больнице, затем устроился работать грузчиком. Раны не заживали, пришлось оставить работу. Тут его обвинили в тунеядстве (после трёх месяцев безработицы) и посадили в тюрьму. Это было накануне Московской олимпиады в 1980 году. После тюрьмы без прописки бомжевал, ночевал по чердакам и подвалам, связался с ворами и вскоре получил новый срок за кражу. В общей сложности отсидел восемь лет.
- А Татьяна Федорова, которая сыграла Гюльчатай?
- На съёмки фильма она попала совершенно случайно: прогуливала урок в балетном училище и попалась на глаза киношникам, которые искали девочек для гарема Абдуллы. Ей тогда было 16 лет.  Все её любили, оберегали, заботились о ней. После окончания балетного училища она работала в танцевальном ансамбле. Вышла замуж за композитора Геннадия Кузьмина. У них двое детей: Серёжа и Маша. В настоящее время работает уборщицей в музее.
- Яркий образ создал Павел Луспекаев. Говорят, что это был его последний фильм. А какой он был в жизни?
- У него были ампутированы ступни ног, он ходил на протезах. Ему было очень трудно, но он старался этого не показывать. Когда он шёл на съёмочную площадку, за ним шла его жена (бывшая жена В. Мотыля) и несла алюминиевый стульчик. Он двадцать метров пройдёт и говорит: "Подставь". После съёмки отходил в сторону, садился у моря, опускал ноги в воду, и у него аж слёзы были на глазах. Он чувствовал, что жизнь его подходит к концу. У него была потребность в общении с людьми. За свой счёт он покупал выпивку, не жалея денег. Собирались все: от режиссёра до плотника, и дело не в выпивке, а хотелось пообщаться. Рядом с ним сидела жена, девчата из гарема; он сажал кого-нибудь на колени и читал отрывки из пьес. Любил петь под гитару, но сам не играл. Его любимая песня была "Степь да степь кругом". Пьяным я его никогда не видел. Он был высокий, мощный, здоровый русский мужик! Он очень любил Николая Годовикова, просто как сына.
Сначала Верещагина хотели оставить в живых – якобы он уплывает на шхуне. Собирались снимать вторую серию картины про него. А фильм задумывали такой: прошло много лет, Советская власть установилась в Средней Азии, басмачей больше нет. И товарищ Сухов волею судьбы попадает в те же места, где воевал. Там идёт мощное строительство, и Сухов вместе с бывшими женщинами из гарема Абдуллы, счастливые и довольные, работают на стройке. Но продолжения не было.
Вспоминаю ещё один эпизод. Это там, где жена подаёт Верещагину чёрную икру, а он кривится: не могу я её, проклятую, есть… Зрители смеются, а нам, кто снимал эту сцену, ещё смешней, так как мы знаем, как было на самом деле. Снимали эту сцену поздно вечером, все голодные, как волки. Пару килограммов икры мы заранее купили в ресторане, положили в плошку, которую наш плотник изготовил. В середине углубление, чтобы можно было ложку окунать. А по краям просто размазано… У зрителя создаётся впечатление, что там килограммов семь. Мы ходим, на икру поглядываем, слюнки глотаем. Начали репетицию, принесли ложку Луспекаеву, а он не выдержал – ам! Режиссёр кричи: хватит репетировать, снимаем!.. Самое досадное – эта икра никому не досталась. Забыли в холодильник поставить, устали и спать завалились, а она испортилась.
Вскоре после фильма "Белое солнце пустыни" Луспекаева пригласили сниматься в фильме "Вся королевская рать" на главную роль (остались кинопробы), у него был день рождения, жил он в гостинице "Пекин", принял ванну, вылез, но не дошёл до телефона…
- Абдулла – отрицательный персонаж. И всё же…
- Его играл грузин – Кахи Кавсадзе. Кстати, долго прикидывали – как "убить" Абдуллу. В сценарии был такой вариант: он раненый падает, плывёт под водой, кровь хлещет. Но вода оказалась такой мутной, что снимать невозможно. Потом решили, что Сухов его застрелит и он упадёт. И всё. И тут я подумал: не может убийца и злодей так просто умереть, пусть он – сползает по лестнице, стреляет от бессилия из маузера в воздух, и кровь его перемешивается с нефтью. Сказал об этом оператору Эдуарду Александровичу, тому идея понравилась, а затем её принял и режиссёр. Так что я немножко горжусь – придумал, как Абдуллу убить.
- А как вам сам режиссёр?
- Это был очень жёсткий человек, просто узурпатор. Особенно на первом году съёмок. Но когда узнал, что нам трудно приходится каждый раз ездить сто километров туда и сто обратно – на Кушку, где шли съёмки, он немного подобрел. Репетиций было мало, Мотыль давал актёрам импровизировать.
- Их двух – один год фильм снимался в Туркмении. А другой год?
- В Махачкале. Кстати, у нас там вышел инцидент. Местные обворовали нас начисто: стащили костюмы, сабли, пистолеты. Пришлось выходить на главного "мафиози" Махачкалы. За то, чтобы возвратить наш реквизит, мы предложили ему сниматься в кино. Он согласился. Через два дня нам всё возвратили. А он играл в фильме бандита, которого убивают в сцене у баркаса. Внешность его соответствовала персонажу, а лицо было мужественное и благородное. Впоследствии он стал чуть ли не национальным героем: вся Махачкала ломилась в кино на него посмотреть.
…Судьба самого Игоря Лазаревича сложилась в целом плохо. После "Белого солнца пустыни" снимал фильм "Дожить до рассвета" и другие. Много детских, например, "Пятёрка за лето", "Пятая четверть". В личной жизни не сложилось, с работой не вышло, а жить доживать приходится в Саратове в большой нужде.
Любовь Чиркова.
*
Вячеслав Борисов, www.криминальныйсаратов.рф
09 апреля 2019 г., г. Саратов.
***



Комментариев нет
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню