Сергей
Михайлов
Организатор преступления на свободе,
соучастники – в зоне
//
"Саратовские вести" по субботам (г. Саратов). 1997, 14 июня. № 109
(1569), с. 5.
Рубрика: После
приговора
* Подготовлено
к печати: 11 марта 2015 г. Вячеслав
Борисов.
Три месяца в
областном суде продолжался процесс по так называемому "делу Анны
Гунько". Перед судом предстало 9 человек. Им было предъявлено обвинение в
организации контрабандной перевозки
нефтепродуктов из России на территорию Украины.
Всего из
России в 1993-1994 гг. через саратовскую фирму "Астат", директором
которой была Анна Гунько, ушло примерно 170 цистерн с бензином А-76, дизельным
топливом и топочным мазутом. Общий ущерб, нанесенный России в виде неуплаченных
таможенных платежей, составил около 800 миллионов рублей.
Самая крупная
афера была организована преступниками в марте 1994 года, когда А. Гунько
заключила договор с саратовским заводом "Нефтемашремонт". В подложных
сопроводительных документах было указано, что в 30 цистернах с бензином А-76
находится патока. Вся эта мифическая "патока" и перекочевала на
Украину, благополучно миновав приграничную с Украиной станцию Елец.
Подложные
документы помогал изготавливать преступникам теперь уже бывший заместитель
Саратовской таможни А. Космачук. Так, например, в августе 1994 года на 18
комплектах дорожных ведомостей и грузовых таможенных декларациях А. Космачук
поставил оттиски личной печати "012" сотрудника Саратовской таможни и
штамп № 13 – "Выпуск разрешен". Эти незаполненные документы он передал
А. Гунько. Несколько раз, как выяснило следствие и как подтвердилось в суде, А.
Гунько пользовалась услугами заместителя Саратовской таможни. И они были не
бесплатны. В 1994 году он получил 10 миллионов от А. Гунько. Затем в октябре
1994 года через сына А. Гунько – еще 5 миллионов, и в декабре этого же года –
еще 5 миллионов рублей, а в "довесок" к деньгам – ковер и кожаную
куртку.
Механизм
переправки нефтепродуктов через границу был отработан. Фирма "Астат"
переадресовывала на станцию Валуйки Белгородской области цистерны. В пути
следования начальник этой станции А. Васильев передавал по телефону начальнику
станции Лиски Воронежской области А. Бондареву номера цистерн. Сопроводительные
документы на этой станции изымались и дальше шли без них на станцию Купянск, на
Украину. В 1993 году А. Васильев и В. Кулагин, зам. начальника Лискинского
отделения Юго-Восточной железной дороги по узлу Валуйки, получили за содействие
в таком "бизнесе" от А. Гунько взятки – каждый по новому автомобилю
"ВАЗ".
Все 9 человек
осуждены. Под аплодисменты родственников и близких трое были освобождены из-под
стражи после оглашения приговора. Под стражей осталось двое – А. Васильев и В.
Кулагин. Первый приговорен к 6 годам лишения свободы, второй – к 5 годам.
Остальным суд решил наказание считать условным.
Судебная
коллегия виновность всех девятерых подсудимых считает доказанной. В ходе
судебного разбирательства была установлено, что "Анна Гунько с целью
незаконного перемещения нефтепродуктов за пределы России в лице С. Гунько, А.
Виззи, Ю. Штефанова (сотрудники фирмы "Астат") создала организованную
группу, которая объединилась для совершения вышеуказанных преступлений и имела
устойчивый характер. Между участниками преступной группы на протяжении
длительного времени были распределены роли, их действия были тщательно
спланированы".
Кроме того,
что семерым из девяти избрана условная мера наказания, суд отменил и наложенный
ранее арест на имущество. Это известие, оглашенное судьей вызвало в зале суда
не меньшую радость близких и родственников подсудимых.
Итак, А.
Васильеву и В. Кулагину предстоит отбывать наказание в колонии. Остальные
наказание за совершенные преступления отбывать будут дома, условно (с
испытательным сроком 2 года). Анне Гунько – 5 лет, А. Космачук – 5 лет, С.
Гунько – 3 года, Ф. Елисеев (начальник ст. Елец) – 3 года, Ю. Штефанов
освобожден от наказания по амнистии, так как служил в Афганистане, А. Бондарев,
начальник ст. Лиски – 4 года, А. Виззи – 2 года (испытательный срок 1 год).
***