В декабре 1990
г. в Саратове появилась газета "Саратов" - пробный номер газеты вышел
29.12.1990 г., ее первым главным
редактором был Плохотенко Борис
Александрович, он же Борис Борухов и т.п. На тот момент ещё существовала
советская власть – Советский Союз развалился в декабре 1991 г. В то время
газета "Саратов" приобрела значительное число читателей благодаря
нестандартному, свежему взгляду на события молодых журналистов, которые позже
стали руководителями различных саратовских СМИ.
*
В газету
"Саратов" Сергей Михайлов
пришел из газеты "Саратовский листок".
О "Саратове",
о взаимоотношениях в трудовом коллективе – из которого вышли известные
саратовские журналисты, Сергей Михайлов
(псевдоним "Serg") рассказал в статье "Неизвестный
Саратов: газеты, люди и события прошлого века", опубликованной и Интернете
- http://www.rsar.ru/index.php/economic/item/184-saratov-news-people,
где пишет:
"<…>
В конце 1990 года в Саратове появилась газета "Саратов", и можно
сказать, что с ее появлением в Саратове закончилась эпоха раннего
журналистского романтизма, и начался период зарождения профессиональной
политической журналистики.
Начало
девяностых - время, когда разбрасывали камни, даже не думая, в кого они
полетят. И даже, бывало, в буквальном смысле. Почти все поголовно были увлечены
этой работой. Жили переменами, жили ради перемен. Давились в очередях за водкой
по талонам, и пили за победу, за демократию.
Кто был умнее
и хитрее, тот обходил политические баррикады стороной и, что называется, ловил
момент. Ловили момент совсем молодые пацаны, объединявшиеся в преступные
группы, ловили момент бизнесмены. Первые распрекрасно существовали вне
политики. Вторые внешне как бы тоже были вне политики, но поскольку бизнес и
политика не могут существовать друг без друга, как голова и туловище, то
бизнесмены, оставаясь в тени от публичной политики, реально влияли на
политические процессы.
Следствием,
как мне кажется, такого влияния стало появление газеты "Саратов".
"Коммунист" принадлежал обкому партии, "Заря молодежи" была
органом обкома комсомола, и не было публичной площадки для освещения новых
идей.
"Саратов"
стал такой площадкой.
Меня пригласил
в эту газету Борис Плохотенко, мой близкий товарищ по "Заре молодежи".
Мы работали в "Заре" четыре года. Он в отделе рабочей молодежи, я в
отделе пропаганды.
<…> В
первом составе редакции работали:
Нелли
Ардабацкая,
Татьяна
Артемова,
Ольга Бакуткина,
Владислав
Боровицкий,
Светлана
Брюханова,
Игорь
Погорелов,
Анатолий
Седов. Потом в редакции появились еще такие ценные кадры, как
Сергей
Почечуев,
Юрий Санберг,
Борис Бешаров…
Были у нас
какие-то старые письменные столы, полуразвалившиеся стулья. Минимум комфорта.
Бумага была большим дефицитом, и ее редактор выдавал буквально по листочку. Вот
и вся редакция.
<…> Издательство
"Коммунист" отказалось печатать газету. Встал вопрос, где печатать
новое демократическое издание.
Печатали в
Волгограде. Здесь сверстали несколько номеров, и выезжали в Волгоград сюда
дружной творческой компанией: Плохотенко, Почечуев, Седов и я. Жили в гостинице,
а верстали газету в редакции "Волжские новости". Редакция этой
газеты, была, как бы сказали сейчас, продвинутой. Молодые, современные юноши,
девушки. В редакции было много компьютеров, что в то время для саратовских
газет было еще роскошью.
<…> С
"Саратова" начинались те, кого сегодня знают тысячи людей, а
некоторых и миллионы. И это, правда, например, Ольга Бакуткина сегодня работает
корреспондентом радио "Свобода". Начинали в "Саратове"
первого набора Татьяна Артемова, Юрий Санберг, Сергей Почечуев, Владислав
Боровицкий, к сожалению, ушедший от нас не так давно…
<…> Как
появилась Артемова и Бакуткина в "Саратове", не совсем помню.
Кажется, их привел сам Плохотенко. Артемова ходила на работу в строгом красном
костюме, всегда с хорошей прической и макияжем. Была стройной, приятной
женщиной. Рядом с редакцией, по коридору - находился офис фирмы Михаила
Зайцева, и Артемова ему очень нравилась. Когда у нас в редакции было
какое-нибудь торжество, и мы скромно его отмечали, то появлялся Зайцев, смотрел
влюбленными глазами на Артемову и ставил на стол дорогие напитки, и закуски.
<…> О
Юрии Санберге и о Сергее Почечуеве у меня самые хорошие воспоминания той поры.
Это потом, мы как-то разошлись, чему были разные причины. <…>".
*
06.06.2006
г. – "Саратовский репортер" о периоде работы С. Михайлова в
газете "Саратов" пишет:
"<…>Когда
началась перестройка, Сергей стал работать в первой частной газете Саратова
"Саратовский листок". Тематика публикаций – политика, проблемы
автономии немцев Поволжья, криминал.
Проработав
здесь около года, Михайлов уходит в газету "Саратов" и самым активным
образом участвует в создании первого и последующих номеров газеты. Политическая
обстановка, исходившая от обкома Саратовского КПСС, была тогда таковой, что
газету приходилось верстать в Волгограде, и только потом печатать в Саратове.
Сергей входил в состав выпускающей бригады в Волгограде, где работал несколько
месяцев.
<…> Бывший
заместитель главного редактора газеты "Саратов" Сергей Рыженков
(сегодня он работает в Москве ведущим экспертом Международного института
гуманитарных и политических исследований) в 1992 году на расширенной планерке в
газете "Саратов" назвал Сергея Михайлова, работавшего тогда в этой
газете заведующим отделом, "живым классиком саратовской
журналистики". Выдержав долгую паузу, Сергей Рыженков в присутствии двух
десятков сотрудников газеты "Саратов" повторил еще раз: "Да, именно
так. Я считаю, что Сергей Михайлов – живой классик саратовской
журналистики". Повторим, это было 14 лет назад.
<…> В
период работы Михайлова в "Саратове" им была написана серия статей об
агентурной работе в органах внутренних дел. Это было впервые в нашей стране: на
основании документов и совершенно секретных материалов, Михайлов рассказал о
технологии и методике агентурной работы. После этих публикаций местным КГБ было
возбуждено уголовное дело по факту разглашения государственной тайны. Об этом деле
написали практически все иностранные СМИ, центральная пресса. Михайлову и его
семье угрожали физической расправой, в его квартире чекисты проводили обыск,
было проведено более десятка допросов…
Дело
закончилось для журналиста благополучно, и до суда оно так и не было доведено:
фактов, доказывающих разглашение государственной тайны, следствием найдено не
было. Однако, с прискорбием следует вспомнить, что другой фигурант по тому делу
и свидетель, майор милиции Игорь Лыков был убит, и это преступление так и не
раскрыто.
В тот же
период времени Михайлов – активный участник двух международных конференций,
проходивших в Москве, на тему "Распространение информации после холодной
войны". На одной из них он берет интервью у бывшего шефа ЦРУ и генерала
КГБ Олега Калугина. <…>".
(Кое-что о
"черном пиарщике" Сергее Михайлове // "Саратовский
репортер" (г. Саратов). 2006, 06 июня. № 22 (180), с. 3).
*
После
установления "демократического" режима в России газета
"Саратов" под руководством главного редактора Б. Плохотенко всё более приобретала ярко выраженную еврейскую
окраску, что в сочетании с национальностью главреда имело своеобразный душок.
Газета, почти
в каждом номере информировала население г. Саратова и области о деятельности и
заботах еврейской диаспоры – публиковала своеобразную летопись жизни иудеев
Саратова:
о прибытии в
Саратов еврейских эмиссаров из-за рубежа,
о деятельности
синагоги и общества "Сохнут",
о подготовке и
праздновании религиозных праздников иудеев,
о кошерной
пище,
о возможности
совершить обряд Брит Мила (обрезание),
об отправке
детей в еврейский лагерь,
о преодолении евреями
ассимиляции в СССР и РФ,
о
театре-студии "Лехаим",
постоянно
публиковала интервью: с проповедниками иудаизма, с раввином синагоги и т.д. и т.п.
*
На 01.01.1993
г. по данным Саратовского областного управления статистики национальный состав
Саратовской области составлял:
" <…> Русские – 2 321
735 (чел.),
украинцы – 101
041,
казахи – 77
725,
татары – 55
496,
белорусы – 18
184,
немцы – 17
951,
азербайджанцы
– 11 170,
армяне – 8
242,
евреи – 7
436,
молдаване – 4
937,
узбеки – 2
711,
грузины – 2
010,
туркмены – 1
092,
литовцы – 790,
латыши – 376,
эстонцы – 372,
другие
национальности – 95 777. <…>". (Текст подчеркнут мною. – В.Б.).
(Корнева Т. В жизни всегда есть место
"пятой графе" // "Саратов" (г. Саратов). 1993, 18 июня).
*
Таким образом,
газета "Саратов" из-за сугубо национальных взглядов главного
редактора Б. Плохотенко фактически принудительно (в нагрузку к интересным
материалам!) "просвещала" русское население области (2 млн. 321 тыс.
735 человек) о жизни крохотной еврейской диаспоры, составляющей всего 7 тыс.
436 человек.
Сущность таких
публикаций саратовской еврейской диаспоры давным-давно была отражена в
известных строчках Игоря Губермана:
Мы – умы,
А вы – увы!
*
В конце 1993
г. в коллективе газеты "Саратов", на фоне авторитарности руководства
главреда Плохотенко, миллионных долгов перед издательством "Слово" –
которое в долг печатало газету, разгорелся внутренний конфликт. А тут еще в
январе 1994 г. издательство "Слово", не имея хоть какой-либо гарантии
о возможности получения долга с газеты "Саратов" – на фоне дикой
инфляции в России, отказалось продолжать печатать газету в долг.
Вместо
конструктивного диалога с директором издательства "Слово" Л. Мотовым,
главред "Саратова":
"сделал всё, чтобы представить это как
конфликт прогрессивного журналиста Б. Плохотенко с реакционным издателем Л.
Мотовым". (Мы возвращаемся. // "Саратов". 1994, 25 января. №
2 (519), с. 1).
24.01.1994 г.
газета "Саратов" была перерегистрирована в региональной инспекции в
г. Самара – свидетельство № С0581, с главным редактором Сергеем Сергиевским.
Бывший главред
Б. Плохотенко несколько лет с переменным успехом судился с газетой
"Саратов", но в конечном итоге ушел в небытие.
*
26.06.1997 г.
Борис Плохотенко совершил обрезание в
саратовской синагоге, о чем поспешил сообщить саратовским СМИ.
25.07.1997
г. в газете "Известия Поволжья" (№ 30) вышла статья с
занимательным заголовком "Саратовские евреи обрезались на уровне мировых
стандартов", где отмечено:
"<…>
Теперь же 26 июня прибывший из Англии ребе Нахум-Мордехай Гальперин провел
брит-милу для шести мальчиков – питомцев детской площадки при синагоге
"Ган Бейт ор" и четырех постоянных посетителей синагоги, старейшему
из которых 62 года. Кстати, среди обрезанных и редактор газеты "СНЕГ"
(первый редактор газеты "Саратов") Борис Плохотенко. <…>".
*
16.04.1993
г., саратовские СМИ - Д. Кульков
в "Авторском праве" пишет:
"<…>
В нашей стране на бытовом уровне всегда существовал некоторый повышенный
интерес к людям одной национальности. Эту национальность прямо даже не
называли, предполагая, что собеседник и так все понимает: "Он же из тех
самых" или "Ну, как же он своему Зяме не…" (читатель, видимо,
уже понял о ком идет речь). Вызывало раздражение повышенное долевое присутствие
представителей этой национальности в науке, высшей школе, искусстве <…>
<…> В
советское время еврейское население Саратова последовательно возрастало (в 1926
году – 6717 человек, в 60-е годы – около 15.000 человек).
<…> Еврейская
община в Саратовской области насчитывает около 10 тысяч человек (по переписи
1989 года), в областном центре евреев проживает 8 тысяч. Существует
определенные расхождения между трактовкой принадлежности к евреям у евреев и
неевреев. Дело в том, что евреем по еврейским законам является тот, кто рожден
от еврейки.
Человек может
быть хоть трижды Рабиновичем и не быть евреем, поскольку папа Рабинович женился
в свое время на Ивановой. И, наконец, нося фамилию Петров, он является евреем,
так как мама у него Роза Либерман. Любопытно, что национальная идентификация
еврея, принявшего другую веру, становится его собственной проблемой, ибо для
ортодоксальных евреев он уже не еврей.
<…> Уровень
религиозности среди евреев очень низок, многие озабочены проблемой выезда в
Израиль. В этом саратовским евреям посильную помощь оказывает общество
культуры, просвещения и милосердия "БЕТ", организованное в августе
1992 года. Президент общества Борис Львович считает, что стремление евреев
Саратова уехать в Израиль (на постоянное место жительства или на заработки)
связано скорее с неудовлетворенностью условиями жизни, чем с антисемитизмом. <…>".
(Кульков Д. Евреи в Саратове // "Авторское
право" (г. Саратов). 1993, 16 апреля. № 8, с. 7).
*
В декабре 1998
г. "публично обрезанный" Б. Плохотенко торжественно объявил об
отбытии на историческую родину – в государство Израиль. Было бы даже странно,
если Плохотенко и тут не использовал возможность выдать "на-гора"
прощальное интервью, где:
"<…>
- Но – хотите верьте, хотите нет – как раз последние годы были для меня
счастливыми. И знаете, почему? Я сумел вернуться к своим корням, своему
прошлому, своей вере. Сумел совершить раскаяние, чего не удавалось и по сей
день не удается многим моим соплеменникам. Только теперь я понял: вся моя
предшествующая жизнь была ступенькой к этому.
- И все-таки расставание с родиной – желание
хлопнуть дверью, сжечь мосты, ответ обидчикам, перечеркнувшим твою карьеру?
- Я бы другой
вариант предложил: это возвращение к самому себе. Буду откровенен. Когда в 1975
году в маленьком районном городке, в зале горсовета, я получал паспорт, меня
спросили: национальность? Я произнес: еврей. Девушка смутилась: "Ой, а я
уже "р" написала". – "Добавьте перед "р" две
буквы – "е" и "в", - сказал я. Как ни странно, реакция
окружающих, моих школьный друзей была спокойной, где-то даже благожелательной.
Потом, правда, когда надо было поступать в институт, мне сказали прямо:
дурак…".
(Быстров С. Борис Плохотенко: Остаюсь
самим собой // "Известия Поволжья" (г. Саратов). 1998, 25 декабря).
*
05.02.1999
г. – кандидат политических наук Борис
Толчинский в газете "Земское обозрение" пишет:
"Новость
из разряда привычных" – отбытие бывшего редактора газеты
"Саратов" г-на Плохотенко на его историческую родину в Израиль –
послужила поводом к ностальгической беседе о временах постперестроечной
романтики и честной жизни вообще. Нынче, после всего, что с нами приключилось,
внимать прощальным откровениям стреляного борца с коммунизмом было бы смешно,
если бы людям, остающимся со своей истинной родиной, с Россией, пусть и "в
обвале", не было бы так грустно.
<…> Однажды
я пришел в его редакцию со статьей, <…>. Наша краткая беседа стала его
поучающим монологом. Передо мной светился самовлюбленный идеалист, дорвавшийся
до власти над умами. Конечно, мы все тогда были романтиками. Мы искренне верили
в плюрализм, нескоро осознав, что плюрализм на деле – это не наше, а их право
высказывать разные мнения, нам надлежит лишь внимать, рукоплескать и
восхищаться. Я видел на его лице ухмылку – и не представлял еще, что очень
скоро с такой же презрительно-уничижительной ухмылкой на нас, не ощущая нас,
будут глядеть Гайдар, Бурбулис, Кох… и прочие, кто услаждался нашей
романтической надеждой.
Урок
Плохотенко немало значил для меня. Став
профессиональным политологом, я всегда стремился понять, почему эти люди, борцы
с коммунизмом, так ужасающе прекрасны, когда рекут с амвонов, и так беспомощны,
наивны, жалки, когда пытаются творить.
<…> Нам
не дождаться внятного ответа. Ибо идеалисты-разрушители, которых по странному
недоразумению все еще именуют демократами, говорят на другом языке.
<…> Наши
де…краты – раса воинов, только воюют они с собственной страной, с ее
ментальностью, с законами истории, все ради торжества своих наивных грез. Дай
им полную волю, никого бы не пожалели, загнали в счастье. Если бы они понимали,
что их война обречена, так сказать, объективно-исторически, - может быть, не
грешили бы на происки "комноменклатуры", "отсталость русского
народа" и пресловутый "пятый пункт".
<…> "Прощальная
беседа" вся проникнута не раскаянием, не прощением, а затаенной
неприязнью, если не сказать, ненавистью. <…> "Мы сделали все, что
могли, но плохие парни оказались сильнее", - так персонажи голливудских
боевиков оправдывают бегство с поле боя.
В конце
концов, Бог с ним, с покаянием – довольно того, что они начинают отставать от
нас. Мы выберемся, это точно, не может быть иначе. И тем скорее, чем меньше
будем слушать упертых романтиков, которым благие принципы важнее благого дела. <…>".
(Толчинский Б. Ничего не понял, ничему не
научился // "Земское обозрение" (г. Саратов). 1999, 05 февраля. № 4
(218), с. 3).
*
В начале 1993
г. Сергей Михайлов из газеты
"Саратов" перешел трудиться в газету "Саратовские вести и вот,
что он – под псевдонимом "Serg" рассказал в
статье "Неизвестный Саратов: газеты, люди и события прошлого века",
опубликованной и Интернете - http://www.rsar.ru/index.php/economic/item/184-saratov-news-people,
где пишет:
" <…>
Так получилось, что в середине 1991 года, у меня возникли проблемы с жильем.
<…> Вскоре,
после событий в августе 1991 года, в Саратове прошла сессия областного Совета,
и на этой сессии был назначен новый редактор новой областной газеты "Саратовские
вести". Им стал Сергей Евгеньевич Гришин. А "Коммунист" был
ликвидирован.
Я в то время
продолжал работать в газете "Саратов" - наша редакция вскоре после
событий в августе переехала в более комфортные условия, на восьмой этаж
издательства "Слова". В столовой, в коридорах часто встречались с
Сергеем Гришиным, и он всегда мне задавал один и тот же вопрос: "Ну,
когда, Сергей Юрьевич перейдете к нам на работу?". Я отнекивался, мне было
неплохо и в "Саратове", где работали в основном, молодые журналисты,
в отличие от "СВ", где еще много оставалось журналистов из старого
набора "Коммуниста". Потом я отнекиваться перестал, и как-то сказал
ему: "Дадите квартиру, перейду". Сергей Евгеньевич обещал подумать.
Проходит время и он говорит, что "мой вопрос решится положительно",
но для этого надо сначала перейти в штат редакции, а потом будет и квартира.
"Я никогда никого не обманываю, Сергей" - сказал мне Гришин. И я
перешел на работу в "Саратовские вести". Было это в начале 1993 года.
Расставаясь с Плохотенко, редактором "Саратова", я сказал ему, что
пора и о хлебе насущном подумать - не вечно же за демократию воевать. На что
он, тоном картавого батюшки Владимира Ильича Ленина, меня пожурил: "Эх,
батенька, все о колбасе думаете, нет бы о вечном!". Эти его слова я его
вспомнил, когда через несколько лет Плохотенко прислал свое первое письмо из
Израиля, куда он уехал со своей семьей. В письме он подробно расписывая
прелести израильского бытия, рассказывал, как на базаре покупал говядину - как
ему там ее разрезали, как ему ее подавали, как она великолепно выглядела и
пахла. <…>".
Вячеслав Борисов,
г. Саратов, 07 июля 2015 г.
***