При слове
"интеллигенция" сразу вспоминается письмо Чехова Антона Павловича
Орлову И.И. от 22 февраля 1899 года – о нашей русской интеллигенции. С той поры
прошло более 120 лет, но точнее Чехова никто так и не охарактеризовал это
"явление природы" – нашей действительности.
*
Чехов А.П.
Письмо №
2478. Орлову И.И., 22.02.1899 г.
// Чехов А.П.
Полное собрание сочинений и писем в
20-ти томах. (1944-1951 гг.)
Под общей редакцией А. М. Еголина, Н.С. Тихонова. Серия
вторая. Письма (том VI).
Том 18.
Письма. 1899-1900 гг.
- Москва. Государственное издательство художественной
литературы, 1949 г., 672 с. Тираж 53 000 экз. Подп. к печати 30.08.1949 г. Подготовка
текста и комментарии А.Н. Турунова. Стр.
87-89.
* Подг. к печати: 07 сентября 2020 г. www.криминальныйсаратов.рф. Вяч. Борисов.
2478. И.И.
Орлову.
22 февраля 1899. Ялта.
<…> Не
гувернер, а вся интеллигенция виновата, Вся, сударь мой. Пока это еще студенты
и курсистки – это честный, хороший народ, это надежда наша, это будущее России,
но стоит только студентам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать
взрослыми, как и надежда наша и будущее России обращается в дым, и остаются на
фильтре одни доктора, дачевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры.
Вспомните, что Катков, Победоносцев, Вышнеградский – это питомцы университетов,
это наши профессора, отнюдь не бурбоны, а профессора, светила… Я не верю в
нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую,
не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее
же недр. Я верую в отдельных людей, я вижу спасение в отдельных
личностях, разбросанных по всей России там и сям – интеллигенты они или мужики,
- в них сила, хотя их и мало. Несть праведен пророк в отечестве своем; и
отдельные личности, о которых я говорю, играют незаметную роль в обществе, они
не доминируют, но работа их видна; что бы там ни было, наука все подвигается вперед
и вперед, общественное самосознание нарастает, нравственные вопросы начинают
приобретать беспокойный характер и т.д. и т.д. – и все это делается помимо
прокуроров, инженеров, гувернеров, помимо интеллигенции en masse и
несмотря ни на что. <…> Стр. 88-89.
**
Татьяна Полякова
Чудо в
пушистых перьях
// Москва; Изд. Эксмо, 2002, 320 с. Роман. Тираж 120
000 экз. Подп. в печать. 01.07.2002 г. Серия "Русский бестселлер".
Литературно-художественное издание. Стр. 8-10, 81-87, 88, 90-91, 176, 177-178,
301, 316-317.
Автор: Полякова Татьяна Викторовна.
* Подг. к печати: 22 декабря 2020 г. www.криминальныйсаратов.рф. Вяч. Борисов.
<…> Но
лучше я все расскажу по порядку, чтоб было понятно. В общем, так. У моей подруги
Людки Самохиной был день рождения. Само собой, она решила его
отметить, ну и назвала гостей с три короба, но не к себе в квартиру, а в
студию. Студия ее располагалась на первом этаже старинного дома в самом центре
города, здесь когда-то жила Людкина бабушка. Бабушка умерла, квартира досталась
моей подружке, она поломала все перегородки и устроила студию, потому что считала себя
художником. Говорю "считала", оттого что живописью ее
подвиг заняться мой папуля. Людка с самым серьезным видом по сию
пору зовет его "учителем" и дважды в месяц вместе с ним медитирует, уходя в
астрал, и подолгу оттуда не возвращается, чем очень меня тревожит.
Один придурок вот так однажды ушел, а назад не вернулся, где-то там
заплутавшись. У папули были неприятности, не то чтобы серьезные, но все равно
были. Позднее, правда, выяснилось, что дядька умер вовсе не от медитации, а от
алкогольного отравления (попросту говоря, водка была "паленой"), но
меня медитация с тех пор начала беспокоить. Я несколько раз намекала Людке, что
она ей, по большому счету, ни к чему, раз пишет Людка исключительно цветы в горшках.
Ей стоит быть ближе к природе, выезжать на пленэр и все такое, а не сидеть
истуканом на коврике, закатив глаза. Людка меня не слушала и продолжала сидеть
истуканом.
Раз в неделю я
сопровождала ее в художественный салон, куда она сдавала свои плотна. Перед
самым днем рождения мы заглядывали в салон раз пять. Людка работала как лошадь, только
успевай картины в рамы вставлять, а раскупались они весьма неплохо.
Во-первых, цветочки всегда выходили нарядными, во-вторых, рамки были красивыми,
а в-третьих, просила за них Людка копейки, а широкой общественности нравятся
незабудки на подоконнике. В общем, к моменту торжества на руках у
Людки оказалась приличная сумма, и она решила разгуляться.
Народу в
студию набился целый табун, что и неудивительно, художники – они
ведь чокнутые, мне это доподлинно известно, раз у меня папуля художник. Пива было
много, а водки и того больше, а из закуски только вобла; все очень
быстро перезнакомились, и началось настоящее веселье. Людка сунула мне стакан в
руку, до середины наполненный водкой, и сурово сказала:
- До дна. За
мое здоровье.
Меня
перекосило от одной мысли, что все это придется выпить, но Людка смотрела на
меня укоризненно и даже напомнила, как
прошлым летом держала кота, когда я ему вытаскивала занозу. В общем, пришлось
выпить. Людка торопливо протянула мне бутылку пива, шепнув:
- Запей.
Я запила, и
после этого у меня начались видения. Стр. 8-10.
*
<…> К
концу завтрака я поняла, что сама не в состоянии справиться с ситуацией. Мне
требовался совет. И тогда я отправилась к папуле.
Папуля
проживал на другом конце города, состоя в гражданском браке с женщиной по имени
Земфира. На самом-то деле ее звали Зинкой, она была профессиональной гадалкой, чем
и зарабатывала на жизнь себе и папе. Папуля у меня философ и художник, человек
исключительно творческий. Картины его продавались из рук вон плохо, но удивляло
это только папу, последователи и почитатели таланта утверждали, что
папулино время еще не пришло, что народ еще не созрел и не готов воспринять его
творчество, и только после папиной смерти его поймут и оценят. "Да поздно
будет", - злорадно добавлял в этом месте папуля. Сторонникам и почитателям
он доверял и неоднократно говорил мне: "Когда я умру, ты наконец поймешь, что
твой отец – гений". То, что папуля гений, я и так знала, так
что его кончина мне без надобности, отвечала на это совершенно искренне я,
потому что все так и было. Может, папуля посредственный художник, но гениальности
у него не отнимешь. К тому же папулю я люблю, хотя и мамуля у нас хоть куда. К
счастью, виделись мы с ней нечасто, это я потому так говорю, что
жить рядом с гениями совсем нелегко, а мамуля у нас тоже гений. Она писала
стихи и занималась поисками смысла жизни, разъезжая с этой целью по нашей
огромной стране. (Она б могла поехать и за границу, но денег на это
не было.) Папа же предпочитал оседлость, поэтому мама искала смысл то с летчиком
гражданской авиации, то с шахтером из Кузбасса, то со штурманом из
Владивостока, пока окончательно не растворилась на просторах Родины, по
забывчивости не вернувшись домой.
Мы с папой
ждали ее года полтора, потом мама объявилась в Магадане,
откуда прислала нам письмо. Она звала к
себе, сообщала,
что сильно выросла как творческая личность, и в доказательство
приложила к письму ксерокопию книжки стихов, изданной фондом инвалидов. Слово
"инвалиды" папу напугало. Он всерьез забеспокоился за маму, но, как я
уже сказала, сам он тяготел к оседлому образу жизни и в Магадан послал меня.
Было мне тогда лет шестнадцать, и поездка меня порадовала, тем более что лететь
надо было самолетом. Маму я в Магадане не застала, она отправилась в
Красноярский край с молодым предпринимателем, а из Красноярского края в
Биробиджан. Мама путешествовала, ну и я пыталась не отстать, пока не
закончились деньги и каникулы.
На следующий
год мама опять обнаружилась, но мы с папой были хитрее и не торопились лететь
по ее первому же зову. За пять лет мама прислала восемь писем и шесть книг
стихов. Стихи в самом деле стали лучше, кое-что я теперь уже
понимала и за маму страшно радовалась, и тут она пригласила меня в гости,
присовокупив к приглашению некоторую сумму денег. Папуля сказал: "Надо
ехать", и я поехала. В то время мама организовала буддистский монастырь, духовно сойдясь
со студентом Московского университета, который находился в розыске,
так как год назад в университете встретил мою маму (мама в ту пору была в
Москве на конгрессе экстрасенсов, точнее, на конгрессе был ее друг из города
Ханты-Мансийска, а мама просто гуляла по столице). Студент домой так и не
вернулся. Его родители забили тревогу, но толку от этого было мало. С этим
самым студентом мама и вознамерилась основать монастырь. Я нашла мамулю в калмыцких степях в
компании симпатичных единомышленников, которые брили головы и ходили босиком.
Маме хотелось, чтобы я осталась там навсегда, но жажда духовного перерождения
была во мне недостаточно сильна, да и привычка к относительному комфорту упорно
не желала отступать, и я вернулась к папуле.
В тот момент папа
переживал очень сложный период, период исканий и сомнений. В конце концов он пришел к
выводу, что истинный художник должен изучать жизнь. Для начала он приступил
к изучению жизни цыган. Цыгане были интересны папуле своим
вольнолюбием и неприхотливостью. Насчет вольнолюбия умолчу, а вот их
неприхотливость лично у меня вызвала большие сомнения. Короче, папа стал их
изучать, ушел в табор, кочевал с ними больше трех недель, потом пригласил
цыган домой, проснулся утром и обнаружил, что цыгане исчезли, прихватив из
квартиры более-менее ценные вещи. Папулю это не остановило, и он начал
изучать жизнь уголовников. Слава богу, по этапу он не отправился, но
домой, конечно, кое-кого пригласил. Проснувшись утром, он мало что нашел в
своей квартире, в основном стены и кое-какую мебель, не представлявшую интереса
для граждан. Мне стало ясно, что папино увлечение экзотикой на этом не утихнет,
и я поспешила переехать в коммуналку (комната досталась мне в наследство от
покойной тетки).
Дальнейшие
папины философские искания я уже наблюдала на расстоянии, но была в курсе. Теперь папа
изучал жизнь алкоголиков и так углубился, что я начинала испытывать
беспокойство. Незадолго до этого в жизни папы появилась Земфира, и в дом он
алкашей не приглашал, да те бы и сами не пошли, потому что страшно боялись
Земфиру. Когда папа с ней познакомился, ее звали Эсмеральдой, она гадала на
картах и имела кое-какие неприятности с налоговой полицией. Примерно через
месяц Эсмеральда отрешилась от карт, стала Эльвирой и гадала на кофейной гуще,
но неприятности не прекратились. Теперь папулина подруга решила, что гуща
неактуальна, перешла на магический кристалл и звалась, соответственно,
Земфирой. Дела ее шли очень неплохо, и налоговая полиция вроде бы угомонилась,
что позволило папе как следует углубиться в жизнь алкоголиков.
Надо сказать,
что рядом с папой всегда была женщина, готовая помочь. Не повезло ему только с
мамой. Женщин
в папиной жизни было много, и каждая считала своим долгом освободить гения от
мыслей о хлебе насущном. При всей любви к папуле я не очень
понимала, чем он так тревожит женские сердца, но всех папиных женщин почитала,
а со многими дружила, даже после того, как они, утомясь от папиной
гениальности, нас покидали.
Земфира была
рекордсменкой, и я ее очень любила, потому что человек она была добрый, и за
три года мы успели привязаться друг к другу. Направляясь к папуле, смело
рассчитывала на совет, - если папа не в форме, так хоть с Земфирой поговорю.
Папина
квартира располагалась в пятиэтажке, типичной для сталинских времен. В народе
такие дома прозывались "сталинками". Дом в основном заселяла
творческая интеллигенция и бывшие партработники. Пятиэтажка производила
впечатление высотой потолков в квартирах, чистеньким парком под онами и
коллекцией памятных досок на фасаде. На одной, из красного гранита, было
написано, что в доме трудился и умер мой дед, а папулин отец. От него нам
досталась эта квартира, кое-какие сбережения, антикварная мебель и картины. К
настоящему моменту сохранилась лишь квартира, все остальное было утрачено во
время папиных экспериментов. Дед мой тоже был художник, как и прадед.
Прадед, кстати, преподавал в художественной академии, дружил практически со
всеми знаменитостями своего времени, а в нашем городе оказался во время войны в
эвакуации. После окончания войны в столицу он не вернулся в силу разных причин,
в основном из-за пошатнувшегося здоровья.
Если верить
папуле, прадед вывез с собой в эвакуацию одну из картин Филонова. Картин у
прадеда, подаренных друзьями-художниками, была тьма-тьмущая, но он лишился их
после бомбардировки, превратившей его квартиру в груду камней, и только Филонов
каким-то чудом уцелел. Прадед привез его в наш город, передал по наследству
деду, а тот, само собой, папуле. Папа картиной очень дорожил и любил повторять,
что я богатая невеста, потому что Филонов – мое приданое, и как только я
сподоблюсь… если
честно, я не очень верила папуле, то
есть я ему верила во всем, что не касалось денег, так что в
отношении приданого иллюзий я не питала.
Филонов висел
у нас в гостиной и радовал глаз всех приходящих. У меня же картина вызывала
обоснованное беспокойство. Сама я в живописи не сильна, но, живя рядом с
гением, кое-чему научилась, оттого была уверена, что Филонова папуля нарисовал
сам. Тем более что в раннем детстве эту картину я точно не видела. В кабинете
деда висела совсем другая, которая благополучно исчезла еще до первого папулина
эксперимента по изучению жизни. Но спорить с папой мне не хотелось, и, услышав в очередной раз о
том, что я богатая невеста, я благодарно улыбалась и кивала в знак согласия, а
глядя на Филонова, вздыхала, бормоча: "Восхитительно", почему-то
заставляя тем самым папулю хмуриться. Конечно, то, что я не пошла по его
стопам, папу сильно огорчало. Много раз он пытался приохотить меня к занятиям
живописью. Рисовать
я любила, но одна мысль о том, чтобы стать художником, вызывала у меня тошноту.
Постоянное
общение с гением отбило у меня всякую охоту к творчеству. Я уже в
детстве решила, что буду врачом, поваром или портнихой. А так как из-за
дурацкого имени, данного мне мамулей, сверстники постоянно меня дразнили, их
обществу я предпочитала кошек. По окончании школы стало совершенно ясно: мне
одна дорога – в ветеринары, вот по ней я и отправилась. Только не подумайте,
что у меня какие-то претензии к мамуле, папуля-то собирался назвать меня Электрой,
так что мне еще здорово повезло, что мама настояла на своем.
Я пересекла
сад и вышла к первому подъезду, взглянула на гранитную доску и кивнула:
- Привет,
дедуля. – После чего вошла в подъезд и по лестнице поднялась на второй этаж.
Дверь в
квартиру папули была украшена бронзовой табличкой, на которой значилось:
"Щербинцев А.В., философ". Я пожала плечами и позвонила.
Никто открыть мне не пожелал: папы, скорее всего, нет дома, а если у Земфиры
сеанс, то ее лучше не беспокоить. Я открыла дверь своим ключом и вошла в
огромную прихожую. Стр. 81-87.
*
<…> Земфира
– тучная дама в цветастом широком балахоне, в черном парике с волосами до пола,
с повязкой на лбу – походила на упитанного индейца. Впрочем, даже в таком виде
она казалась мне симпатичной круглолицей толстушкой со смеющимися глазами. Стр. 88.
*
<…> Мы
пили с Земфирой чай и вели неспешную беседу. Пить чай Земфира предпочитала в
гостиной, сидя в мягком кресле перед антикварным столиком на гнутых ножках.
- Вчера к папе
какой-то хмырь приходил, - сообщила она, - но не застал. И со мной долго
беседовал.
- Чего хотел?
- Филонова, -
вздохнула Земфира. – Предлагал большие деньги.
Я перевела
взгляд на картину, которая висела напротив. Разобрать, что там изображено на
ней, было затруднительно. Правда, в этом смысле она мало чем отличалась от
папиных картин, висящих по соседству, но чтоб отличие все же было, папа для
бестолковых написал фломастером на раме: "Филонов", и картина стала
выделяться.
- Я беспокоюсь,
- робко продолжила Земфира. – Не хочу критиковать папу, но боюсь, как бы нас не
ограбили.
Если честно, я
тоже беспокоилась, папуля налево-направо распространялся о том, что у него в
гостиной висит шедевр стоимостью в несколько тысяч долларов. Вполне мог найтись
олух, который в это поверит. Если учесть, что жизнь уголовников папуля изучал
не зря и в их среде у него осталось много знакомых, людей корыстных и весьма
далеких от искусства, беспокойство мое только увеличивалось.
- Почему бы
папуле не прекратить свои рассказы о Филонове? – вздохнула я.
- Ты же знаешь
папу, - пождала плечами Земфира. – Я намекала ему, что он мог бы подарить
Филонова музею. Папа очень рассердился, ведь это твое приданое.
Мы уставились
на живописный шедевр и дружно вздохнули. Стр. 90-91.
*
<…> Тут
мы дружно поискали глазами котяру и
обнаружили его на папиной груди, где он мирно спал. Выглядело это трогательно,
но кот был жирным и затруднял дыхание, это может мешать папулиному выходу в
астрал, оттого я подошла и, склонившись к родителю, поинтересовалась:
- Пап, ты как?
- Отлично, - отозвался
он через полминуты.
- Кот не
мешает?
На второй
вопрос папа не ответил, я подумала-подумала и оставила кота на месте. Стр. 176.
<…> Витька
с тоской понаблюдал за ласками, которые супруга дарила коту, вздохнул и вяло
поинтересовался:
- Это что,
правда батя твой?
- Конечно, -
пожала я плечами.
- Запойный?
- Не-а, он в
астрале.
- В чем он? –
оживился Ряха и даже перегнулся ко мне, так его разбирало. Витька сделал вид,
что понял, но насторожился.
- Папа так в
контакт с мировым разумом входит.
- А почему
здесь?
- Потому что
он изучает жизнь алкоголиков. Папа постоянно что-нибудь изучает, - сочла
я нужным пояснить, чтоб у людей не сложилось превратного представления. – Вот сейчас
алкашей. Вообще-то папа философ и художник, - непроизвольно
поморщилась я, так как распространяться об этом не любила. Скажешь, что папа
художник, так всем непременно надо взглянуть на картины. Нет чтобы на слово
поверить, что папуля гений, а как дело дойдет до картин, тут вовсе беда. Они у
папули такие затейливые, замучаешься втолковывать, что там на них и почему.
Сама я в живописи не больно сильна, так как все это создает определенные
трудности, а я трудности не люблю и упоминать о том, что папа художник, тоже.
Но и утаивать информацию не сочла возможным. Если уж мы все теперь в одной
лодке, то есть я хотела сказать, по уши в дерьме. – А еще он махатма, уходит в астрал, ну и
общается.
- Долго? –
спросил Витька, приглядываясь к папе.
- Когда как.
Иногда день, иногда неделю. Стр. 177-178.
*
<…> Земфира
поинтересовалась папиным самочувствием и выразила надежду, что он вскоре
вернется домой. Я комментировать не стала, потому что, как правило, чью-то
жизнь папа изучал до полного освобождения квартиры от всех вещей, а коли сейчас
он проводит изучение вне дома, так и неизвестно, когда закончит. Стр. 301.
*
<…> Ряха
часто медитирует с папой, и тот утверждает, что он способный ученик. Юрасик
пьет, как раньше, Варвара ворчит. Короче, живу я счастливо. По городу поползли
слухи, что папину картину купили в Москве за сумасшедшие деньги, и за неделю у
него расхватали все, что он умудрился создать за долгие годы. Папа нарисовал
еще, но граждане и на этом не успокоились. На папу это так повлияло, что он
перестал изучать алкоголиков и переключился на изучение жизни замечательных
людей. Один такой замечательный человек на днях появился у нас, а наутро
выяснилось, что из квартиры исчезла единственная ценность, которая там еще
оставалась, - Земфира.
Но папа не
расстроился. Стр.
316-317.
(Полякова Т. Чудо в пушистых перьях
// Москва; Изд. Эксмо, 2002, 320 с. Роман. Тираж 120
000 экз. Подп. в печать. 01.07.2002 г. Серия "Русский бестселлер".
Литературно-художественное издание. Стр. 8-10, 81-87, 88, 90-91, 176, 177-178,
301, 316-317).
**
22 декабря 2020 г.,
г. Саратов.
***