6. 2003 г. Николай Наседкин о Достоевском Ф.М.
В 2003 г. Наседкин Николай Николевич в
энциклопедии "Достоевский" пишет:
Н.Н. Наседкин. Достоевский. Энциклопедия. (Выписка).
// Москва, Алгоритм, 2003, 800 с., тираж 5 000 экз.
Серия "Русские писатели".
Автор-составитель: Наседкин Николай Николаевич.
* Подг. к печати: 03 сентября 2020 г. www.криминальныйсаратов.рф. Вяч. Борисов.
<…> Раздел I. Произведения.
Стр. 12-136.
Бесы. Стр. 18-24.
Бесы. Роман в
трех частях. Впервые (без главы "У
Тихона"): РВ, 1871, № 1, 2,
4, 7, 9-11; 1872, № 11, 12 (X,
XI, XII).
<…> Сам
автор объяснял смысл заглавия романа, эпиграфов, его идейно-философской
концепции в письме к А.Н. Майкову (9
/21/ окт. 1870 г.):
"Точь-в-точь
случилось так и у нас. Бесы вышли из русского человека и вошли в стадо
свиней, то есть в Нечаевых, в Серно-Соловьевичей и проч. Те потонули
или потонут наверно, а исцелившийся человек, из которого вышли бесы, сидит у
ног Иисусовых. Так и должно было быть. Россия выблевала вон эту пакость, которою ее окормили,
и, уж конечно, в этих выблеванных мерзавцах не осталось ничего русского.
И заметьте себе, дорогой друг: кто теряет свой народ и народность, тот теряет и веру
отеческую и Бога. Ну, если хотите знать, - вот эта-то и есть тема
моего романа. Он называется "Бесы", и это описание того, как эти бесы
вошли в стадо свиней…" Стр. 18.
<…> В
основе сюжета романа лежат реальные события. 21 ноября 1869 г. пять членов
тайного общества "Народная расправа" во главе с С.Г. Нечаевым убили студента Петровской земледельческой академии И.И. Иванова, заподозренного ими в
предательстве. "Бесы" задумывались поначалу как роман-памфлет на
западников и нигилистов, но в итоге получился роман-трагедия о
"болезни" всего русского общества. Задуман он был и частично написан
за границей. <…> Злободневностью, памфлетностью и тенденциозностью
замысел наполняется, когда автор решил во главу угла поставить "нечаевское
дело".
Современники
восприняли "Бесов" в одном ряду с романами В.П. Клюшникова
"Марево" (1864), В.В.
Крестовского "Панургово стадо" (1869), А.Ф. Писемского "Взбаламученное море" (1863), Н.С. Лескова "Некуда" (1864),
"На ножах" (1871) и другими "антинигилистическими"
произведениями того времени. Достоевский, находясь за границей, внимательно
следил за всеми более-менее значительными новинками русской литературы.
Чрезвычайно интересен в этом плане его отзыв на новый роман Лескова "На
ножах" из письма к А.Н. Майкову от 18 /30/ января 1871 г.: "Много
вранья, много черт знает чего, точно на луне происходит. Нигилисты искажены до
бездельничества…" В своем произведении Достоевский именно и показывает,
что "нигилисты" 60-х годов вроде Нечаева не с луны свалились. Посылая
наследнику престола А.А. Романову
отдельное издание "Бесов", автор в сопроводительном письме от 10
февраля 1873 г. разъясняет:
"Это
почти исторический этюд, которым я желал объяснить возможность в нашем странном
обществе таких чудовищных явлений как нечаевское преступление. Взгляд мой
состоит в том, что эти явления не случайность, не единичны, а потому и в романе
моем нет ни списанных событий, ни списанных лиц. Эти явления – прямое
последствие вековой оторванности всего просвещения русского от родных и
самобытных начал русской жизни. Даже самые талантливые представители нашего псевдоевропейского
развития давным-давно уже пришли к убеждению о совершенной преступности для нас,
русских, мечтать о своей самобытности. Всего ужаснее то, что они
совершенно правы; ибо, раз с гордостию назвав себя европейцами, мы тем
самым отреклись быть русскими. В смущении и страхе перед тем, что мы
так далеко отстали от Европы в умственном и научном развитии, мы забыли, что
сами, в глубине и задачах русского духа, заключаем в себе, как русские, способность,
может быть, принести новый свет миру, при условии самобытности нашего развития.
Мы забыли,
в восторге от собственного унижения нашего, непреложнейший закон исторический,
состоящий в том, что без подобного высокомерия о собственном мировом значении,
как нации, никогда мы не можем быть великою нациею и оставить по себе хоть
что-нибудь самобытное для пользы всего человечества. Мы забыли, что
все великие нации тем и проявили свои великие силы, что были так
"высокомерны" в своем самомнении и тем-то именно и пригодились миру,
тем-то и внесли в него, каждая, хоть один луч света, что оставались сами, гордо
и неуклонно, всегда и высокомерно самостоятельными.
Так думать у
нас теперь и высказывать такие мысли – значит, обречь себя на роль пария. А
между тем главнейшие проповедники нашей национальной несамобытности с ужасом и
первые отвернулись бы от нечаевского дела. Наши Белинские и Грановские не поверили бы, если б им
сказали, что они прямые отцы Нечаева. Вот эту родственность и
преемственность мысли, развившейся от отцов к детям, я и хотел выразить в
произведении моем. Далеко не успел, но работал совестливо…"
Именно в
период работы над "Бесами" обострилось и без того резко отрицательное
отношение писателя к современной буржуазной Европе – длительное пребывание за
границей и тоска по России немало этому способствовали. И в этот период
достигло пика враждебное отношение Достоевского к русским западникам вроде покойного В.Г.
Белинского и здравствующего И.С.
Тургенева, на которых он и возлагал ответственность за порождение Нечаевых.
А Нечаевы – это бесы, которые не только не понимают истинного пути развития
России, но и губят ее, разрушают изнутри. В нечаевском деле Достоевского
особенно заинтересовал "Катехизис революционера" – один
из программных документов этой революционной организации. В сюжете романа
теоретические пункты "Катехизиса" как бы воплощаются в жизнь,
реализуются на самом деле. Петр Верховенский со своими "бесами"
создает беспорядки в городе, наводит смуту – сплетни, интриги, поджоги,
скандалы, богохульство; в своих целях он использует власть в лице играющих в
либералов и заигрывающих с "передовой" молодежью супругов Лембке. "Катехизис"
Нечаева предписывал, чтобы революционер задавил в себе все личные чувства –
"родства, дружбы, любви, благодарности и даже самой чести" – ради
общего революционного дела. В соответствии с этим предписанием и
действует Верховенский-младший со своими сообщниками-подручными.
Рецензенты
того времени упрекали Достоевского за то, что он слишком много и подробно
использовал в "Бесах" судебную хронику. Но к моменту начала процесса
над нечаевцами роман в основных чертах уже сложился, и начавшийся процесс,
подробности судебного разбирательства лишь уточняли концепцию автора, добавляли
характерные детали в повествование. Произведение становилось все злободневнее –
объектами художественного переосмысления стали теория и практика конкретной
революционно-террористической организации. Но вместе с тем в литературе о
Достоевском сложилось мнение, что "Бесы" в психологическом плане –
автобиографический роман, в нем отразились воспоминания автора о собственной
"революционной" молодости. Памфлетно изображая деятельность
нечаевцев, он вводил в текст идеи и отдельные черты-детали, характерные не
столько для радикальной молодежи 1860-х, сколько для петрашевцев. Стр. 19-21.
<…> В
"Бесах", с их памфлетно-сатирической направленностью, особенно ярко
проявился талант Достоевского – критика, пародиста и полемиста. Произведение
это можно назвать своеобразным литературным салоном: в нем действуют семь героев-литераторов
и авторов вставных текстов, не считая целой группы безымянных писателей,
участвующих в массовых сценах. Особенно колоритен пародийный образ
"передового" писателя Кармазинова, прообразом которого послужил
Тургенев. Стр. 21-22.
<…>
Когда большая часть романа была опубликована, появились и развернутые рецензии.
Демократическая и либеральная критика, разумеется, негативно оценила
"антинигилистический" роман автора "Записок из Мертвого дома". Особенно резкими стали отзывы о
"Бесах" с конца 1872 г., когда Достоевский согласился стать
редактором "реакционного" журнала "Гражданин" князя В.П.
Мещерского. Стр. 22.
<…>
Общим местом в "передовой" критике того времени стало объявлять
автора сумасшедшим, произведение – плодом его расстроенного воображения и
клеветой на молодое поколение. Подобные отзывы появлялись в "Искре",
"Деле", "Биржевых ведомостях", "Сыне отечества",
"Одесском вестнике", "Голосе",
"Новостях", "Новом времени"…
Из этого ряда несколько выделялись рецензии В.П.
Буренина в "С.-Петербургских ведомостях" (которые периодически
публиковались с марта 1871 г. по январь 1873 г.), который настойчиво
подчеркивал отличие романа "Бесы" от рядовых
"антинигилистических" романов Лескова, Маркевича и прочих: по мнению
рецензента, произведение Достоевского – "плод искреннего убеждения, а не
низкопоклонства пред грубыми и плотоядными инстинктами толпы, как у
беллетристических дел мастеров…"
В современной
Достоевскому критике особого внимания заслуживают, конечно, обстоятельные
статьи о "Бесах" народников П.Н. Ткачева "Больные люди"
("Дело", 1873, №№ 3, 4) и Н.К.
Михайловского "Литературные и журнальные заметки" (ОЗ, 1873, № 2). Особый оттенок рецензии
Ткачева придает то обстоятельство, что он сам проходил по делу Нечаева, так что
никак не мог беспристрастно отнестись к роману о своих товарищах по общему
делу. Ткачев ставит "Бесы" в один ряд с аналогичными по теме романами
Лескова-Стебницкого и резко упрекает автора в отходе от прежних прогрессивных
взглядов 1840-х ("Бедные люди")
и 1860-х "Записки из Мертвого дома") годов. По мнению рецензента,
автор "Бесов" совершенно не знает современную молодежь, судит о ней
по газетным сообщениям и собственным фантазиям, рождая в результате не
художественные образы нигилистов, а "манекены", которые не живут, а
бредят…
Михайловский,
в отличие от Ткачева и многих других критиков, в тоне более сдержан и в оценке
романа более объективен. Он отказывается
от сопоставления "Бесов" с романами Лескова, Крестовского и
Клюшникова, утверждая, что оно справедливо только по отношению к
третьестепенным героям романа, в целом же ставя произведение Достоевского
несравненно выше по таланту. Кроме того, на тональность статьи критика
"Отечественных записок" влияло уважительное отношение к прошлому
Достоевского-петрашевца и неприятие революционно-экстремистских приемов Нечаева.
Поэтому Михайловский упрекает Достоевского не за памфлетность романа, а как раз
за чересчур серьезное отношение к нечаевщине, смещение акцентов, необоснованные
обобщения: "Нечаевское дело <…> не может служить темой для романа с
более или менее широким захватом. Оно могло бы доставить материал для романа
уголовного, узкого и мелкого, могло бы, пожалуй, занять место и в картине
современной жизни, но не иначе как в качестве третьестепенного эпизода…"
Михайловский разделил героев романа на три категории: 1) марионеточные фигуры
нигилистов, в которых как раз и проглядывает "стебницизм"; 2) герои,
к коим "можно отыскать параллели в произведениях других наших
романистов", но которые "в то же время суть самостоятельные создания г.
Достоевского" (Верховенский-старший, Кармазинов, супруги Лембке…), именно
эти герои наиболее удачны, по мнению критика; и, наконец, 3) излюбленные герои
Достоевского – мономаны-теоретики: Ставрогин, Шатов, Кириллов, Петр
Верховенский… Михайловский посчитал их бледными, претенциозными, искусственными
потому, что автор стремился представить своих исключительных героев носителями
популярных идей в обществе, в то время как сами они представляют собой
"исключительные психологические феномены", которые "уже сами по
себе составляют нечто трудно поддающееся обобщениям".
Консервативная
пресса в основном оценила "Бесы" положительно. К примеру, М.А.
Загуляев в "Journal de St. Petersbourg" назвал
новое произведение Достоевского лучшим романом года, а В.Г. Авсеенко (РМ и РВ) особенно одобрительно отозвался о
памфлетном изображении нигилистов в романе.
Читатели-современники
также восприняли новый роман Достоевского неоднозначно и многие из них
негативно. Типичным для радикально настроенной молодежи того времени можно считать,
к примеру, свидетельство писательницы Е.П. Султановой-Летковой: "…молодежь
в то время непрерывно вела счеты с Достоевским и относилась к нему с неугасаемо
критическим отношением после его "патриотических" статей в
"Дневнике писателя". О "Бесах" я уже и не говорю…" [Д. в восп., т. 2, с. 454]
Но
говорить-писать об этом романе продолжали и продолжают до сих пор. Еще в 1875
г. молодой критик Вс.С. Соловьев
прозорливо написал, что о "Бесах" можно будет судить объективно
только в будущем, когда улягутся сиюминутные страсти, когда "спокойный
взор человека, находящегося вне нашей атмосферы, в известном отдалении от нашей
эпохи, увидит итог современных явлений, их результаты…" [СПб. вед. 1875, № 32] Действительно,
результаты и последствия деятельности "бесов", описанных Достоевским,
проявились в полной мере лишь в ХХ в. Это произведение вполне можно считать
романом-предупреждением, романом-предвидением. Увы, современники не очень
внимательно его прочитали…
В ХХ в.
революционеры всех мастей яростно боролись с этой книгой, А.М. Горький
небезуспешно выступал против постановки "Бесов" на сцене МХАТа в 1913
г., в Советском Союзе этот роман долгое время не издавался и был зачислен
советским литературоведением в разряд "реакционных".
Но не стоит
думать, будто злободневность "Бесов" в наши дни потускнела и
евангельский эпиграф к роману полностью претворился в жизнь. Увы, разгул
"бесовства" в России (да и в мире!) не прекратился, он просто принял
другие формы. Экстремизм революционного, религиозного, национального и любого
другого толка пока, увы, неистребим. Роман Достоевского продолжает оставаться
злободневным. Стр. 22-24.
*
<…> Раздел II. Персонажи.
Стр. 137-498.
Верховенский
Петр Степанович. Стр. 190.
Верховенский
Петр Степанович ("Бесы"), главный "бес",
руководитель тайной организации; сын Степана
Трофимовича Верховенского.
<…> Петруша,
как часто именуется он в романе, впоследствии скажет-признается о самом себе Ставрогину: "Ну-с, какое же мое
собственное лицо? Золотая средина: ни глуп, ни умен, довольно бездарен и с луны
соскочил, как говорят здесь благоразумные люди, не так ли?.."
- Что ж, может
быть и так, - чуть-чуть улыбнулся Николай Всеволодович…"
Тот же
Ставрогин отзовется о Верховенском-младшем однозначно – "полупомешанный
энтузиаст". Еще презрительнее охарактеризует его Шатов – "клоп, невежда, дуралей". Однако ж этому
"невежде" и "дуралею" удалось "взбаламутить"
целый уезд, смутить умы многих благочестивых до этого обывателей.
Петруша,
единственный сын либерала 1840-х гг. Степана Трофимовича Верховенского, росший,
как сирота, у чужих людей, довел либерализм отца до крайнего анархизма и
экстремизма. Он предстает перед читателями уже вполне
законченным негодяем, с темным
прошлым, в его биографии много недомолвок и темных пятен, его
подозревают в ренегатстве и провокаторстве, что не мешает "нашим"
признать его вождем и вполне ему подчиниться. Главное деяние Петра
Верховенского - организация убийства Шатова с целью окончательно скрепить его
кровью членов шайки-организации, дабы продолжить "смуту" и разжечь борьбу по захвату
власти в уезде, стране, мире. Власть, вождизм – вот главная цель этого
политического авантюриста и фанатика. Он хочет, по словам его отца, заменить
собою Христа.
Главным
прототипом Петра Верховенского послужил С.Г.
Нечаев (в черновиках он так поначалу и именовался), отразились в этом
образе и отдельные черты М.В.
Петрашевского (в тех же черновиках: "Нечаев – отчасти Петрашевский),
еще очевиднее – петрашевца Р.А.
Черносвитова, а также Д.И. Писарева.
Стр. 190.
*
<…> Щигалев.
Стр. 492-493.
Щигалев
("Бесы"), идеолог
"бесов"; брат Арины Прохоровны
Виргинской. Хроникер Г–в сообщает
о нем: "Этот Щигалев, должно быть, уже месяца два как гостил у нас в
городе; не знаю, откуда приехал; я слышал про него только, что он напечатал в
одном прогрессивном петербургском журнале какую-то статью. <…> В жизнь
мою я не видел в лице человека такой мрачности, нахмуренности и пасмурности. Он
смотрел так, как будто ждал разрушения мира, и не то чтобы когда-нибудь, по
пророчествам, которые могли бы и не состояться, а совершенно определенно,
так-этак послезавтра утром, ровно в двадцать пять минут одиннадцатого. Мы,
впрочем, тогда почти ни слова и не сказали, а только пожали друг другу руки с
видом двух заговорщиков. Всего более поразили меня его уши неестественной
величины, длинные, широкие и толстые, как-то особенно врознь торчавшие.
Движения его были неуклюжи и медленны. Если Липутин и мечтал когда-нибудь, что
фаланстера могла бы осуществиться в нашей губернии, то этот наверное знал день
и час, когда это сбудется. Он произвел на меня впечатление зловещее…"
Щигалев –
автор-владелец "толстой и чрезвычайно мелко исписанной тетради", в
которой изложил "собственную систему устройства мира", каковую
намеревался представить "нашим" в течение десяти вечеров (по числу
глав) и заранее объявляет самую суть своего "неоконченного" еще
труда: "Выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничным деспотизмом".
Суть противоречива и вызывает у присутствующих смех. Чуть подробнее
разъясняет-толкует им теорию Щигалева один из "наших" – Хромой:
"Он
предлагает, в виде конечного разрешения вопроса, - разделение человечества на две неравные
части. Одна десятая доля получает свободу личности и безграничное
право над остальными девятью десятыми. Те же должны потерять личность и обратиться
вроде как в стадо и при безграничном повиновении достигнуть рядом
перерождений первобытной невинности вроде как бы первобытного рая, хотя,
впрочем, и будут работать. Меры, предлагаемые автором для отнятия у девяти
десятых человечества воли и переделки его в стадо, посредством перевоспитания
целых поколений, - весьма замечательны, основаны на естественных данных и очень
логичны. Можно не согласиться с иными выводами, но в уме и в знаниях автора
усумниться трудно…"
Еще более
проясняет суть "щигалевщины" циничный комментарий к его труду Петра Верховенского в разговоре с Николаем Ставрогиным:
"У него
хорошо в тетради, - продолжал Верховенский, - у него шпионство. У него каждый
член общества смотрит один за другим и обязан доносом. Каждый принадлежит всем,
а все каждому. Все рабы и в рабстве равны. В крайних случаях клевета и
убийство, а главное равенство. Первым делом понижается уровень образования, наук и
талантов. Высокий уровень наук и талантов доступен только высшим
способностям, не надо высших способностей! Высшие способности всегда
захватывали власть и были деспотами. Высшие способности не могут не быть
деспотами и всегда развращали более, чем приносили пользы; их изгоняют или казнят. Цицерону отрезывается язык, Копернику
выкалывают глаза, Шекспир побивается каменьями, вот щигалевщина! Рабы должны
быть равны: без
деспотизма еще не бывало ни свободы, ни равенства, но в стаде должно быть
равенство, и вот щигалевщина! Ха-ха-ха, вам странно? Я за
щигалевщину!.."
А перед этим
"бес" Верховенский отозвался об авторе системы так: "- Щигалев
гениальный человек! Знаете ли, что это гений вроде Фурье; но смелее Фурье, но
сильнее Фурье…"
В Щигалеве
отразились отдельные черты нечаевца А.К. Кузнецова, в его идеологии
пародируются отдельные моменты публицистики таких, например, авторов, как Г.З. Елисеев, но в черновых записях
персонаж этот чаще всего именуется
Зайцевым, по имени критика "Русского
слова" В.А. Зайцева – одного из героев статьи "Господин Щедрин, или Раскол в нигилистах".
Однако ж, Щигалев не столько карикатура только на Зайцева – крайне радикального
"нигилистического" публициста, сколько обобщенный пародийный образ,
собирательный тип теоретика-нигилиста. И в его теории переустройства мира
спародированы не столько утопические теории Фурье,
Кабе и Сен-Симона, сколько новейшие
идеи их революционных последователей – Бакунина,
Ткачева, Нечаева… Стр. 492-493.
*
<…> Раздел III. Вокруг
Достоевского. Стр. 499-791.
Нечаев
Сергей Геннадиевич. Стр. 659-660.
Нечаев
Сергей Геннадиевич (1847-1882), революционер, организатор тайного общества
"Народная расправа", автор "Катехизиса революционера". Был
мастером мистификации и провокации. Афишируя свои связи с вождями русской
эмиграции и европейского революционного движения, организовал в Москве
несколько пятерок по преимуществу из студентов Петровской земледельческой
академии, которые и назвал "Народной расправой". В ноябре 1869 г.
организовал убийство студента И.И.
Иванова, обвинив его в предательстве, и бежал за границу. В 1872 г. был
выдан швейцарскими властями русскому правительству как уголовный преступник,
был осужден на 20 лет каторги, умер в Алексеевском равелине Петропавловской
крепости.
Нечаевское
дело легло в основу сюжета романа "Бесы",
а сам Нечаев послужил главным прототипом Петра
Верховенского. Стр. 659-660.
(Наседкин Н.Н. Достоевский. Энциклопедия. (Выписка).
// Москва, Алгоритм, 2003, 800 с., тираж 5 000 экз.
Серия "Русские писатели").
*
26 октября 2020 г.,
г. Саратов.
***