Иван Ильин
Яд
партийности
// Из книги: Хрестоматия по философии. Учебное
пособие. Составитель Алексеев Петр Васильевич.
3-е
изд., перераб. и доп. // Москва, "Проспект". 2008 г., 576 стр. Тираж
1 500 экз. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.
Философский факультет. Стр. 65-67.
Автор: Ильин Иван Александрович, 1883-1954.
* Подг. к печати: 049 декабря 2020 г. www.криминальныйсаратов.рф. Вяч. Борисов.
*
Деление людей на партии неизбежно; ибо
всюду, где люди думают, - обнаруживается и разногласие, и единомыслие; а
объединение единомышленников дает им умственную уверенность и увеличивает их
силы в борьбе.
Но дух политической партийности всегда
ядовит и разлагающ. Сущность его состоит в том, что люди из
честолюбия посягают на власть; ставят часть выше целого; создают атмосферу
разлагающей нетерпимости; обращаются в борьбе к самым дурным средствам;
становятся зловредными демагогами; превращают партийную программу в критерий
добра и зла.
Этим духом
заражаются одинаково – как левые партии, так и правые.
1.
Политическая партия всегда добивается верховной власти: это ее основная цель; к
этому направлены все ее усилия. Но именно поэтому во главе ее оказываются те
люди, которые способны профессионально
заниматься захватом власти, - профессионалы честолюбия. Обычно бывает так,
что лишь очень немногие из них уже были у власти; почти никто из них не проверил
своего умения властвовать; большинство из них, наверное, не призвано и не
способно править.
Но все они
заранее, всю жизнь, воображают себя "министрами" или
"президентами", примериваются, комбинируют и посягают, часто
безвольные и бесхарактерные, дезорганизаторы и политические дилетанты.
Итак, дух
партийности выдвигает наверх
профессиональных честолюбцев, непризнанных дилетантов, политических карьеристов.
2. Всякая
партия представляет лишь меньшинство людей в стране; противоположное
утверждение есть ложь, которая всегда может быть опровергнута статистически.
Поэтому "победа"
любой партии при любой избирательной системе дает меньшинству власть над большинством. Это
меньшинство, восходящее к власти снизу и лишенное традиций здоровой
государственности, несет с собою интересы того народного слоя (класса,
сословия, группы), которому его программа "угодила" и который поэтому
за него голосовал; а это и есть дух части,
который стремился господствовать над целым
и теперь начинает выдавать свой интерес
за интерес общенациональный.
Понятно, что
партия, которая исходила бы от целого и выдвинула бы истинно государственную
программу, должна была бы потребовать от всех
классов жертвенности и служения;
именно поэтому ей было бы особенно трудно собрать "большинство голосов".
Итак, дух
партийности разжигает своекорыстие
классов и групп и тем искажает и предает государственное дело.
3. Всякая
партия хотела бы иметь страстных приверженцев. Страстность есть залог
избирательной "победы", бурная пропаганда, настойчивая агитация,
темпераментные речи – все это приобретает голоса для выборов и читателей для
партийных газет; все это сбивает людей, лишает их собственного мнения и
навязывает им партийный трафарет. Соревнование и честолюбие разжигают эту
страстность до фанатизма, а фанатизм несет с собою дух ненависти, ослепления,
нетерпимости и исключительности; все несогласные превращаются в "идиотов" или
в "подлецов", по отношению к которым все позволено.
Итак, дух
партийности затемняет у людей разум и
правосознание, создавая атмосферу нетерпимости, разъединения и гражданской
войны.
4. В борьбе за
власть одержимые партийные честолюбцы обычно обращаются ко всем средствам и не останавливаются даже перед самыми низкими. Они лгут в доказательствах и
спорах, заведомо обманывают избирателей, клевещут на конкурентов и противников.
Одни продают свои "голоса"; другие их покупают – то за деньги, то за
почести, то раздавая места, то устраивая прибыльные или
"благотворительные" дела. Одни борются сплетней, инсинуацией и
интригой; другие, будучи депутатами, берут деньги у правительства; третьи
организуют партийные заговоры и перевороты; четвертые прибегают к ограблению
("экспроприация") и к политическим убийствам. Люди начинают думать,
что "цель
оправдывает средства"; воцаряются деморализация и авантюризм; облик
политического лидера приобретает черты профессионального лжесвидетеля,
взяточника и бандита.
Итак, дух
партийности расшатывает у людей совесть и
честь и незаметно ведет их на путь продажности и уголовщины.
5. В этой
атмосфере и выборы, и партийное правление становятся делом порочной демагогии: партии обращаются к
своекорыстному инстинкту народных масс, разжигают темные вожделения, раздают
несбыточные обещания, льстят толпе и, развращая народ, постепенно доводят его
до состояния черни.
Тогда и
выборы, и правление приобретают характер распродажи
с молотка государственной власти, и во главе государства становятся нравственно и
политически худшие люди.
Итак, дух
партийности развращает народ и ведет
государство к гибели.
6. При всем
этом партийный дух создает своего рода массовый
психоз в пределах самой партии. Человек, одержимый этим психозом, начинает
верить в то, что только его партия
владеет истиной, и при этом всею истиной и по всем вопросам. Постепенно партийное настроение
становится чем-то вроде "миросозерцания", партийная программа
превращается в догмат, а партийная польза – в критерий добра и зла. Люди
проходят через стадию партийного оглупления и доходят до партийного изуверства. Воззрения делаются
плоскими, скудными, трафаретными; люди живут в партийных шорах и видят только
то, что предусмотрено в партийных брошюрах; все вопросы религии, совести,
искусства и науки разрешаются на основе постановлений последнего партийного
"съезда", а честолюбивые вожаки почитаются как вожди и пророки.
Партийная политика становится единственным источником жизни и света.
Итак, дух
партийности извращает все миросозерцание
человека, подчиняя все партийной пользе и насаждая в душах неискоренимую
пошлость.
Понятно, что в
эмиграции, где нет ни власти, из-за которой партии борются, ни народа, который
они стараются увлечь и подмять под себя, вовлечение в партийность является особенно праздным и вредным делом.
Готовить для будущей России мы должны именно не партийный дух, а национальный,
патриотический и государственный. (Ильин И. Яд партийности // Педагогическое наследие русского Зарубежья. 20-е
годы. М., 1993. С. 36-38).
(Ильин И. Яд партийности
// Из книги: Хрестоматия по философии. Уч. пособие.
Сост. Алексеев П.В. 3-е изд., перераб. и доп. // Москва, "Проспект".
2008 г., 576 стр. Тираж 1 500 экз. Московский государственный университет им.
М.В. Ломоносова. Философский факультет. Стр.
65-67.
*
09 декабря 2020 г.,
г. Саратов.
***