Татьяна
Артемова
Разговор на законных основаниях
// "Саратовские
вести" (г. Саратов). 1996, 11 декабря, среда. № 243 (1423), с. 1-2.
Рубрика: Интервью
по поводу
В соответствии
с Конституцией Российской Федерации, федеральным Законом "О прокуратуре
Российской Федерации", приказом генерального прокурора России на второй
пятилетний срок прокурором Саратовской области назначен Николай Иванович Макаров.
Ему 46 лет. Женат. Имеет дочь и внука. В
органах прокуратуры – с 1970 года. Работал следователем. В 25 лет стал
прокурором Озинского района. В 35 лет возглавил прокуратуру Пензенской, а с
1991 года – Саратовской области. Николай Иванович Макаров – государственный
советник юстиции 2-го класса (генерал-лейтенант), почетный работник
прокуратуры, заслуженный юрист Российской Федерации.
Итак, позади
пять лет в должности прокурора Саратовской области. Для Николая Ивановича
Макарова они были не из легких. Ведь именно на 1992-1995 годы пришелся резкий
рост преступности в стране. Не миновал он и нашу область. В этот же период в
компетенцию прокуратуры законодательно введена координация правоохранительных
органов по борьбе с преступностью. А значит,
возросла и ответственность за ее итоги.
Сейчас можно
уже говорить об определенных, пусть пока и небольших, позитивных тенденциях.
Снизился уровень преступности. Увеличилась раскрываемость преступлений до 74,2
процента в текущем году против 32 за 1991 год. По данному показателю область
занимает примерно 20-е место из 80 регионов России.
Сегодня наш
разговор с прокурором несколько о другом. О тех острых и не всегда видимых
проблемах, с которыми сталкивается прокуратура в своей деятельности, о позиции
прокурора области во взаимоотношениях с другими правоохранительными органами, с
властью, в вопросе проведения правовых реформ. Разговор был откровенным.
- Прокуратура всегда была органом
контролирующим, надзирающим, координирующим. То взаимопонимание и
взаимоподдержка, я бы сказала, дружеские отношения с руководством УВД и ФСБ,
которые вы демонстрируете, не мешают ли они исполнению контролирующих функций,
возложенных на прокуратуру?
- Что касается
чисто человеческих отношений, то в этом смысле нашей области повезло. Там, где
идет противостояние между органами, там нет работы слаженной,
скоординированной, идет поиск компромата друг на друга, все это на руку
преступному миру, коррупции. В соответствии с федеральным законом о прокуратуре
и соответствующим указом президента координация всей правоохранительной
деятельности возложена на прокурора субъекта Федерации, и поэтому под надзором
прокуратуры правоохранительные органы планируют свою совместную работу, исходя
из анализа состояния преступности, и выносят после глубоких проверок эти
проблемы и вопросы на координационное совещание, где мы обмениваемся мнениями и
вырабатываем общие позиции борьбы с этими явлениями. А дружба делу только на
пользу идет.
- Звонивший в редакцию (аноним),
представившийся работником прокуратуры, заявил, что бывший начальник одного из
ГАИ и сотрудник облпрокуратуры совершили ДТП (есть жертвы). Дело якобы
"замяли". Одно из объяснений звучало так: из-за предстоящей
аттестации прокурора области.
-
Действительно, имел место факт дорожно-транспортного происшествия, однако за
рулем автомашины находился не начальник одного из ГАИ, а следователь
Саратовской транспортной прокуратуры. В качестве пассажира в этой автомашине
находился другой следователь этой же прокуратуры. Работники транспортной
прокуратуры не находятся в подчинении прокурора области, они подчиняются
Приволжскому транспортному прокурору.
Факт
дорожно-транспортного происшествия прокуратурой области не был скрыт, наоборот,
в Генеральную прокуратуру РФ после принятия дела к производству следователем
сразу же было направлено спецдонесение.
- Приходилось не раз слышать, что многие
уголовные дела "рассыпаются" в судах из-за некачественной работы
следователей. Как вы это прокомментируете?
- Согласен,
что качество следствия действительно оставляет желать лучшего. Только в первом
полугодии текущего года судами области на дополнительное расследование
возвращено 1103 уголовных дела, что составляет 9,6 процента от общего
количества рассмотренных. И хотя эта цифра несколько меньше, чем в 1995 г.,
проблема существует и с контроля не снята.
Недостаточная
эффективность расследования во многом связана с качественным составом аппарата
следственных работников, подавляющее большинство которых имеет незначительный
опыт работы, около половины – до 3 лет. Не последнюю роль играет и
материально-техническое оснащение следственных подразделений. Не секрет, что на
вооружении преступного мира, особенно его организованной части, находится более
современная техника, чем у правоохранительных органов, его руководители имеют
возможность хорошо оплачивать незаконную деятельность простых исполнителей.
Имеются проблемы и в законодательстве. Хотелось бы, чтобы законодатели дали
возможность более широко использовать сведения, добытые оперативным путем.
Однако
категорично утверждать, что многие дела "рассыпаются" в судах,
нельзя.
Следует
отметить, что и суды не всегда взвешенно подходят к решению вопроса о
возвращении дел на доследование. Не всегда такие действия судов соответствуют
закону. Статистика свидетельствует, что 70 процентов судебных решений о
возвращении дел на доследование отменяется областным судом по протестам
прокуроров, а ведь каждая затяжка сроков рассмотрения дела играет на руку
преступникам, порождает волокиту, из-за которой по вине судов арестованные обвиняемые
иногда годами сидят в СИЗО в ожидании рассмотрения их дел.
- У вас хорошая зарплата в прокуратуре?
- Да я бы не
сказал. На уровне государственного служащего среднего звена. Судьям платят
больше.
- Задержки зарплаты и невысокий ее уровень
не заставляют сотрудников искать где-то приработок?
- Может быть,
отдельных и заставляет, но это запрещено. Таких мы будем строго наказывать
дисциплинарно, вплоть до увольнения.
- Как сейчас обстоит дело с "Операцией
"Цирконий", для чего было затребовано повторно из РУОП дело, где
фигурируют сотрудники облпрокуратуры?
- В процессе
следствия установлено, что цирконий был приобретен Шульциным на законных
основаниях. Он не является редкоземельным и редким металлом, не радиоактивен,
не токсичен и не взрывоопасен. В связи с этим уголовное дело обоснованно
прекращено за отсутствием состава преступления.
Уголовное дело
истребовалось в прокуратуру области 23.07.96 г. для служебной проверки и
принятия решения в отношении двух работников прокуратуры области.
Второй раз
уголовное дело истребовалось в прокуратуру области в конце декабря т.г. для
проверки обоснованности принятого по делу решения и подготовки заключения.
Материалы
уголовного дела с заключением направлены 30.10.96 г. в Генеральную прокуратуру
РФ. В настоящее время постановление о прекращении отменено – дело направлено
для дополнительного расследования Генпрокуратурой в прокуратуру Воронежской
области.
- Есть мнение среди работников вашего
ведомства, что расследование убийства в "Грозе" было поручено не
вполне, скажем так, профессиональному следователю. Прошло больше года, но
итогов следственной деятельности пока что нет.
- По делу
работает следственно-оперативная группа, в которую входят профессионально
подготовленные сотрудники из различных служб: прокуратуры, УВД, РУОП. Претензии
к их деятельности (а проделан колоссальный объем работы) не возникали ни со
стороны руководства прокуратуры и УВД, ни со стороны Генпрокуратуры и МВД.
Бригаду возглавляет один из опытнейших руководителей следственного управления
облпрокуратуры. Работа не прекращается, и в настоящее время есть обнадеживающие
результаты, о которых, правда, говорить в средствах массовой информации пока
рано.
- В какой стадии находятся сейчас дела
Брендина и Яковлева? Известно, что Энгельсский горсуд изменил Яковлеву меру
пресечения. Более полную информацию получить сотрудникам "СВ" не
удается.
-
Действительно, в производстве отдела по расследованию особо важных дел
областной прокуратуры имеются уголовные дела в отношении бывшего директора
фонда содействия предпринимательству администрации области Брендина и
заместителя председателя комитета по экономике Яковлева.
Им предъявлено
обвинение в получении взяток. Указанные дела возбуждены в июле 1996 года, но к
настоящему времени следствие по ним еще не закончено, выполняются следственные
действия, в связи с чем дать более подробную информацию по этим делам
невозможно, так как это может помешать установлению объективной истины.
К настоящему
времени мера пресечения в отношении обоих обвиняемых изменена на подписку о
невыезде.
По окончании
расследования средства массовой информации будут нами проинформированы.
- Не считаете ли вы, что все дела о взятках
– это способ избавиться от неугодных либо способ увеличить статотчетность по
раскрываемости. Из газеты "Известия" (статья "Операция
"Вирус") стало известно, что в Приморском крае во всех 5 делах о
взятках участвовали сотрудники правоохранительных органов, выступавшие потом
свидетелями в судах.
-
Категорически не согласен. Таких случаев в практике правоохранительных органов
нашей области не было. Да и быть не может. На то и существует прокурорский
надзор вплоть до Генеральной прокуратуры.
Случаи, когда
работники милиции в целях активизации борьбы со взяточничеством принимали
необоснованные решения по заявлениям о якобы получении взяток должностными
лицами, которые к тому времени умерли, действительно имели место.
Эти факты нами
были вскрыты, виновные наказаны, а незаконно поставленные на учет преступления
сняты.
Что касается
статьи "Операция "Вирус" в газете "Известия", то в соответствии
с федеральным Законом "Об оперативно-розыскной деятельности" задачами
этой деятельности являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие
преступлений, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. И
в этом плане участие сотрудников милиции в проведении оперативных мероприятий
полностью основано на законе.
Кстати, в
новом УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за провокацию взятки.
- Действительно ли следователь прокуратуры
Кировского района г. Саратова был арестован за взятку, а затем уволен из
органов?
- Следователь
прокуратуры Кировского района Крохин был арестован в связи с тем, что
подозревался в получении взятки при расследовании изнасилования
несовершеннолетней. Суд не признал факта получения взятки и осудил Крохина по
ст. 170 УК РФ (злоупотребление властью или служебным положением). Именно по
решению суда он и был уволен из органов прокуратуры.
- Есть ли какие-то сдвиги в деле доктора
Рыбина, о котором неоднократно писали местные газеты?
- Уголовное
дело № 4027 возбуждено 30 мая 1996 года по факту совершения Рыбиным В.В.
мошенничества по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 147 УК РФ.
В ходе
расследования установлено, что в период 1994-1996 гг. Рыбин В.В. принимал на
своем рабочем месте в СНИВС больных, страдающих различными заболеваниями, в
т.ч. онкологическими, и осуществлял их лечение путем инъекций раствора
формалина в физрастворе. За данное лечение Рыбин взимал с больных плату, в т.ч.
в иностранной валюте.
Несмотря не
то, что Рыбин В.В. факт приема и лечения им больных отрицает, его вина в
совершении мошенничества полностью подтверждается собранными по делу
доказательствами следствия.
В ходе
следствия установлено более 80 человек, проходивших лечение у Рыбина, в том
числе выявлено несколько случаев смерти пациентов Рыбина в процессе лечения у
него или непосредственно после лечения.
Рыбину В.В.
предъявлено обвинение в совершении мошенничества по ч. 1 ст. 147 УК РФ. 30 мая
1996 года он был задержан, 31 мая 1996 года арестован, 11 июня 1996 года освобожден
из-под стражи судом в связи с его заболеванием.
30 сентября
1996 года предварительное следствие по делу приостановлено в связи с
заболеванием Рыбина В.В. и помещением его на стационарное лечение.
В настоящее
время ввиду окончания стационарного лечения Рыбина предварительное следствие по
делу возобновляется для проведения дополнительных следственных действий.
- Известно, что между вами и прежним
губернатором было серьезное противостояние. По подписанным им постановлениям
выносилось немало представлений прокуратурой: по фонду обязательного
медицинского страхования несколько постановлений, по "алкогольному"
постановлению. Как правило, исполнительной властью они игнорировались. Хотя
ваша позиция поддерживалась и депутатами, и прессой.
- По поводу
представлений по фонду обязательного медицинского страхования нельзя сказать,
что там ничего не было сделано, многие нарушения закона были устранены. Но мы
ставили вопрос, чтобы сняли с должности человека, который возглавляет этот
фонд, за нарушения – это сделано не было. Он до сих пор работает. Дело в том,
что нарушения закона этим руководителем выражались в том, что средства этого
фонда расходовались не по назначению. Они должны были использоваться на
приобретение лекарств, медтехники, а расходовались по распоряжению главы
обладминистрации на строительство больниц: вроде бы имеет отношение к медицине,
но мы считаем, что это не целевое использование. И если хотя бы копейку
Бурдавицын положил в карман, мы бы с ним не церемонились. Вот такая ситуация, с
одной стороны – распоряжение губернатора, которое он обязан выполнять, с другой
– наши представления. Если сейчас сегодняшнее правительство сочтет возможным
вернуться к этому делу, особенно с учетом антимонопольного законодательства,
то, пожалуйста, все в их распоряжении. Кстати, на днях председатель счетной
палаты В.Н. Давыдов мне этот вопрос задал. Я ответил: если будет от вас сигнал,
будем опять заниматься, это наша обязанность.
Что касается
игнорирования прежним губернатором наших представлений, я эту практику обобщил,
выступил в журнале "Президентский контроль" с большой статьей.
Полагаю, что в какой-то степени это послужило одним из оснований освобождения
Белых от занимаемой должности за грубейшие нарушения законодательства. Ведь за
несколько лет опротестовали десятки незаконных решений, в том числе через суд.
Конечно, это нельзя было назвать сотрудничеством, было настоящее
противостояние. А теперь в руках прокуратуры – хорошее оружие. Вы знаете Указ
Президента РФ об укреплении государственной дисциплины, где по представлению
прокурора области, субъекта Федерации в адрес президента за нарушение,
неисполнение федеральных законов и указов президента любое должностное лицо
может быть им освобождено от должности независимо от порядка назначения.
- Прежний губернатор предпринимал какие-то
ответные попытки дискредитировать вас как облпрокурора?
- 4-5 раз он
направлял письма на меня Генеральному прокурору и президенту, в правительство,
чтобы меня сняли с этой должности, так как я мешаю ему проводить здесь реформы,
которые развалили экономику области основательно. Эти взаимоотношения ни для
кого не секрет.
- Сегодняшнее руководство области работает
уже более полугода. Имеют ли место нарушения законности нынешней исполнительной
властью?
- Прокуратура
надзирает за исполнением законов и представительной и исполнительной ветвями
власти области. Опротестовываем их незаконные решения, вносим представления.
- Есть примеры?
- Единичные
случаи. Надо отметить, что сегодня к нам прислушиваются. Тем более что мы
представления выносим лишь в крайнем случае, когда что-то противоречит
федеральному законодательству, Конституции РФ. Так, опротестовано решение
областной думы в части возможности предоставления необоснованных льгот
производителям алкогольной продукции. Предоставили, например, льготу
"Ликсару", а других это не коснулось. Внесены представления
губернатору в связи с нарушениями жилищного законодательства, по предвыборной
кампании, когда к агитационной работе привлекались должностные лица
администрации. Я об этом говорил губернатору откровенно, и он заставил всех
исправить эти ошибки: все эти лица сразу же ушли в отпуск и не исполняли в это
время служебных обязанностей.
- Не проще ли сразу проконсультироваться с
прокурором, дабы не нарушать закон?
- Естественно,
проще. Но мы не дожидаемся, когда к нам обратятся. Используем трибуну везде,
во-первых, разъясняем закон, во-вторых, доводим до сведения те ошибки, которые
были допущены в предыдущих кампаниях. Сейчас вскрыли серьезные правонарушения,
а по ряду будем возбуждать уголовные дела, где имели место фальсификации в
процессе выборов и губернатора, и президента. В случае установления состава
преступления мы привлечем к уголовной ответственности тех председателей
избирательной комиссии, которые это допустили, и обязательно напишем в вашей
газете о результатах.
- Предстоящие выборы 22 декабря в органы
местного самоуправления, ход их подготовки не вызывают у вас никаких сомнений?
- Во всяком
случае все эти документы, которые готовились, и поправки, которые вносились в
устав области и в закон о местном самоуправлении, мы все это внимательно
прорабатывали. Считаем, что нет нарушений законодательства в этом плане.
Конечно, лучше было бы, чтобы все население напрямую избирало главу
администрации, но такие поправки приняты были областной думой по предложению
губернатора.
- Известно, что вы вносили представление в
адрес губернатора по поводу того, что большая часть депутатов областной думы
является чиновниками, а потом, вроде бы, отозвали его.
- Да нет, не
отозвали, просто они не во всем согласились с нами. Вопрос мы этот ставили и
представления вносили губернатору и думе. Я посчитал, пусть будет с некоторыми
формальными нарушениями существовать представительный орган власти, чем его не
будет совсем в этих условиях, тем более осталось уже меньше года до выборов в
думу. Лучше будет, если депутаты поработают еще около года в двух качествах –
законы-то надо принимать, а если сейчас распустить думу, строго исходя из буквы
закона, будет плохо, как раз не будет противовеса исполнительной власти, а
проблем очень много в области надо решать.
- Как вы относитесь к идее губернатора о
создании местного совета безопасности, к той фигуре, которая возглавляет его?
- У нас была
межведомственная комиссия по борьбе с преступностью, коррупцией при бывшем
губернаторе, которая 2-3 раза собралась за 3 года и все. Так что как
координирующий орган СБ может выполнять эти функции. Что касается фигуры
секретаря местного СБ, то для нас она была полной неожиданностью. Я высказал
сомнения губернатору относительно назначения на эту должность, поскольку она
обязывает быть компетентным в деятельности всех правоохранительных органов.
Более того, я не видел еще положения об этом совете. Одно дело, если он будет
координировать работу всех органов и ведомств по борьбе с преступностью, что входит
в обязанности губернатора. Если же СБ будет вмешиваться в конкретные
оперативные дела правоохранительных органов, то это недопустимо. Прокуратура и
я туда не входят, но я буду присутствовать на заседаниях совета и осуществлять
надзор за законностью в его деятельности.
- Не является ли создание СБ подтверждением
того, что губернатор не полагается на существующие в области органы,
ответственные за правопорядок, безопасность и т.д.?
- Возможно, СБ
создан, чтобы укрепить руководство таким образом или усилить влияние
губернатора непосредственно на борьбу с негативными процессами, которые
происходят в области, в том числе с преступностью. Если это в рамках закона
будет, дай Бог, пусть будет. Но если начнутся вмешательства в конкретные дела и
совет будут использовать для сведения счетов – этого допустить нельзя.
- Сведения счетов с кем?
- С неугодными
должностными лицами, руководителями.
- Много было публикаций о том, что суды
отпускают под залог откровенных бандитов. Какие-то действия вы предпринимали,
чтобы это пресечь?
- Я должен
сказать, что сейчас они процентов 14 освободили за 6-7 месяцев, это не так уж и
много, но мы тоже не какие-то деспоты. Я прокурорам говорю: вы не давайте
санкций на арест за какие-то мелкие преступления. У нас ведь считаются рецидивистами
и те, кто по 2-3 кражи совершил. Я говорю, чтобы арестовывали только лиц,
совершивших тяжкие преступления. Но к сожалению, работники милиции готовы
пересажать всех, чтобы меньше было забот. Идут к прокурору за санкцией по
поводу любой кражи курицы, утки, гуся, особенно в сельской местности. Хотя все
тоже относительно: если у бабушки два гуся осталось, пенсию не платят, у нее
этих двух гусей украдут или пять кур – ей жить-то больше не на что. С другой
стороны, бывает так, особенно по делам о должностных преступлениях, суды в ряде
случаев поддаются какому-то давлению, влияниям или просьбам и выпускают,
изменяя меру пресечения. Сразу следствию начинают мешать со страшной силой. Я
уже не говорю о присяжных. Суд присяжных – это возможная лазейка для того,
чтобы уйти от ответственности за особо тяжкие преступления, жестокие убийцы,
все эти маньяки – они теперь требуют суд присяжных.
- Это все-таки демократический институт?
- Да, я не
отрицаю, демократический институт, однако он более подходит к правовому демократическому
обществу, чего, на мой взгляд, мы еще не достигли. Многое зависит от искусства
гособвинителя, объективности председательствующего судебного заседания и
профессионализма адвокатов. Кстати, из-за материальных стимулов в адвокаты ушли
ряд работников прокуратуры, практикуют эту деятельность преподаватели академии
права. И весь этот потенциал направлен против обвинения. Есть и другая сторона:
по закону о суде присяжных его члену, скажем так, простому обывателю,
непрофессионалу нельзя говорить, что перед ним убийца, рецидивист, что за ним
15 судимостей и раньше он был судим за убийство с особой жестокостью. Личность
перед ними не раскрывают, он пустит слезу – это упрощенный вариант, поплачет…
Они судят только человека. И при этом не знают, что для подсудимого убить
человека ничего не стоит. И, как правило, он заслуживает в самом крайнем случае
снисхождения. Раз заслуживает снисхождения, значит, суд не может ему определить
максимальную меру наказания, предусмотренную статьей, - расстрел, к примеру. Пусть
он даже 20 человек убил, в том числе детей. А если у него хватит искусства
разжалобить их еще сильней, то они скажут, что он заслуживает особого
снисхождения, это значит, что суд должен ему определить наказание ниже низшего
предела, которым предусмотрено, скажем, от 8-15 лет, значит, ниже 8 лет. Так
что сегодня это в значительной степени игра, а не хороший институт. Кроме того,
этот институт очень дорого стоит. Присяжный заседатель получает 50 процентов от
оклада судьи, а судья сейчас самый высокооплачиваемый чиновник. А в суде 14
присяжных. Они могут одно дело рассматривать неделями, месяцами, которое
профессионал рассмотрел бы за 2 дня. Я написал и высказал свои мнения в письмах
сенаторам, генеральному прокурору. На мой взгляд, он разделяет это мнение.
- В других областях такая же ситуация
складывается с судом присяжных?
- Похожая.
Освобождают убийц, оправдывают, из зала суда они выходят и совершают точно
такое же преступление. В нашей области таких три факта. И каково следователю,
который день и ночь свое здоровье гробит на расследование, с трудностями, с
риском для жизни, а подонок опять выходит, причем не просто, а свободным абсолютно.
А каково потерпевшим? Они остаются один на один со своей болью и страхом. Разве
это демократия?
***